С 4 по 8 декабря в рамках 13-ого фестиваля польских фильмов «Висла» пройдёт ретроспектива фильмов живого классика польского кино Януша Маевского, организованная проектом КАРО.Арт и Польским культурным центром в Москве.
Януш Маевский стал крупнейшим польским кинорежиссёром в 60-70-е годы прошлого столетия наряду с основателями польской школы кино Анджеем Вайдой, Ежи Кавалеровичем и Войцехом Ежи Хасом. За почти шестидесятилетнюю карьеру до сих пор работающий в кино Маевский снял около полусотни фильмов в разных жанрах. Начинавший как документалист, режиссёр всё больше погружался в историю польского государства и снимал лучшие свои фильмы о Польше первой половины XX века.
Для ретроспективы Маевского были отобраны семь полнометражных и шесть короткометражных художественных фильмов разных периодов, от дебюта до последнего фильма на сегодняшний день.
Все сеансы проходят в кинотеатре КАРО 11 Октябрь.
«Чёрный Мерседес» (2019)
Ретроспектива открывается последним на сегодня фильмом Януша Маевского «Чёрный Мерседес». В оккупированной Польше 1942 года происходит убийство жены известного адвоката. За расследование берётся Рафал Круль, офицер Польской полиции Генерал-губернаторства, организованной оккупантами для поддержания порядка на захваченной территории. Но Круль к тому же тайно принадлежит к подпольному польскому сопротивлению, поэтому немаловажным для него становятся раскрытые в ходе расследования секретные связи адвоката и его покойной супруги с офицером СС. Заданная форма стандартного детектива постепенно развивается от расследования частного преступления до разоблачения одного из самых трагических моментов истории Польши.
«Жилец» (1966)
Фильм «Жилец» (известно и второе название «Квартирант») стал дебютом Маевского в полнометражном художественном кино. «Жилец» — это эксцентричная, полная гротеска и абсурда комедия об учёном Людвике (Ян Махульский) и его странном жилище. Людвик поселился в квартире дома, где проживают по соседству странные люди. Одинокие женщины этого дома, каждая из которых одержима странными желаниями, пытаются уговорить Людвика на ту или иную авантюру. Но учёному всё это время нужен только покой!
«Преступник, который украл преступление» (1969)
«Преступник, который украл преступление» — это лихо закрученная детективная история. Бывший капитан милиции, а ныне пенсионер Сивый (Зигмунд Хубнер) поведал журналистам историю своего последнего дела. Им стало расследование загадочного убийства Эвы Сальм, девушки, когда-то выступившей свидетелем на одном судебном процессе о нападении на директора торгового дома. Казалось бы, процесс расследования и суд были чистыми, и сам подозреваемый признал свою вину, но капитана в этом старом деле с новыми обстоятельствами начинают терзать смутные сомнения относительно виновности осуждённого.
«Заколдованные столики» (1975)
Фильм «Заколдованные столики», снимавшийся совместными силами Польши и Чехословакии (чехословацкое название в прокате — «Отель «Пацифик»), погружает зрителя в теневую сторону отельного дела. Глазами маленького человека с большой мечтой Романа Борычко (Марек Кондрат) показана работа в ресторане элитной гостиницы «Пацифик». Находясь в самом низу ресторанной иерархии, Роман проходит через все круги ада этого только со стороны клиентов кажущегося прекрасным места. Он перепробует разные виды работы, пройдёт путь от мойщика посуды до официанта, испытает на себе жестокость как со стороны коллег, та и со стороны клиентов. Но самое страшное начинается тогда, когда Роман сам становится таким же, как и его начальники.
«Дело Горгоновой» (1977)
Ещё одна нестандартная детективная история в фильмографии Януша Маевского. «Дело Горгоновой» основано на реальных событиях 1931 года. На вилле состоятельного инженера Генрика Зарембы (Роман Вильгельми) неожиданно происходит жуткое убийство. Дочь инженера находят жестоко убитой посреди ночи в собственной постели. При последовательном изучении места преступления следователи приходят к выводу, что единственным человеком, у кого была возможность убить девушку, оказалась гувернантка Рита Горгонова (Эва Далковска). После неразберихи в некоторых деталях преступления и принятия не совсем явного мотива суд признаёт Горгонову виновной. Через ряд событий от совершения убийства до вынесения приговора не только показывается увлекательное расследование, но и раскрывается суть поведения разных людей и целого общества в ситуации громкого преступления.
«Урок мёртвого языка» (1979)
Действие фильма происходит в 1918 году, ставшем последним годом для Первой мировой войны. Главный герой, улан Альфред Кекериц (Ольгерд Лукашевич), становится комендантом станции Турка вместе с этапным пунктом. Для войны этот человек не создан, главным его занятием в мирное время было коллекционирование произведений искусства, к тому же Альфреду осталось не так много времени для жизни, так как он болеет туберкулёзом. В ситуации пика отчаяния, когда смерть близка, а провести как полагается остаток своих дней невозможно из-за войны, Альфред погружается в воспоминания о своей жизни и пытается осознать скорейшую кончину.
«Эксцентрики, или На солнечной стороне улицы» (2018)
Этот фильм сочетает в себе, казалось бы, несочетаемое. Время действия фильма — послевоенная Польша 50-х годов. Жанр фильма — музыкальная комедия. Из Англии в родную Польшу возвращается талантливый джазмен Фабиан (Мачей Штур). Ещё не в оправившейся после войны стране он вместе с местными музыкантами образует группу, которая сразу же после первого выступления становится успешной. Группа точно попадает в запрос людей в нерадостной атмосфере на веселье. Параллельно Фабиан знакомится с девушкой Модестой (Наталья Рыбицкая), которая становится частью его группы, а в последствии и его возлюбленной. Отношения Фабиана с этой женщиной станут главной загадкой этого фильма.
Фильмы будут демонстрироваться на языке оригинала с русскими субтитрами.
Билеты на фильмы ретроспективы можно приобрести на официальном сайте КАРО.Арт.