В романе Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» герой пробует кусочек кекса под названием «Мадлен», переносящего его в детство. Так появилось устойчивое выражение мадлен Пруста, подразумевающее связь человека с приятными воспоминаниями посредством определённого образа. Бесспорным мадленом Пруста для поклонников французского кино не только во Франции, но и в России является великий комик Пьер Ришар, комедии с его участием и звучащая в них музыка Владими́ра Косма. Примечательно, что и Ришар и Косма имели первую серьёзную работу в кино в фильме Ива Робера «Блаженный Александр» (1968). После комедийной дилогии о высоком блондине («Высокий блондин в чёрном ботинке» (1972) и «Возвращение высокого блондина» (1974)), сделавшей Пьера Ришара знаменитым на весь мир, менялись не только персонажи, но и режиссёры, у которых снимался актёр. Но, как правило, во всех известных широкой аудитории картинах, где блистает Пьер, есть и музыка Владими́ра Косма, в том числе и в некоторых кинопроизведениях, где Ришар выступил ещё и как режиссёр.

Путь потомственного аристократа к успеху был долгим и мучительным. Ришар всегда мечтал о драматических ролях, но как приговор звучали слова многих режиссёров о его недостаточной красоте и клоунской внешности. Важным достижением в созидании собственного экранного облика было то, что свои фантастические недостатки, имевшие место в жизни, актёр трансформировал в достоинства. Самыми звёздными работами Пьера Ришара в кино по праву считаются его главные роли в комедиях Ива Робера и Франсиса Вебера. Помимо упомянутой выше дилогии о высоком блондине Ив Робер снял Пьера в дерзкой комедии «Близнец» (1984). Другой же кинорежиссёр Франсис Вебер подарил нам такие культовые комедии с Ришаром, как «Игрушка» (1976), «Невезучие» (1981), «Папаши» (1983), «Беглецы» (1986). Первый фильм из этого списка особенно полюбился нашими соотечественниками. Если внимательно пересматривать «Игрушку» эпизод за эпизодом, то можно прийти к выводу, что главный сюжет здесь — реванш: отмщение угнетаемых безработицей. Здесь же в одной из сцен в буквальном смысле продемонстрирована ситуация, выражающая моральный выбор, перед которым всю жизнь стоит человек — спускать штаны или отказаться делать это. Другие же три веберовских шедевра 1980-х годов славятся блистающим в них классическим актёрским дуэтом Пьера Ришара и Жерара Депардьё и потому имеют право быть отнесёнными к поджанровой категории бадди-муви.

Не только строящиеся на контрастах персонажи, но и в реальной жизни связанные крепкой дружбой Ришар и Депардьё — противоположности, как в басне Жана де Лафонтена «Дуб и трость». Депардьё — импозантный, физически мощный и бесстрашный во внешних проявлениях, но за этим скрывается его ранимость. Ришар же — наоборот, с виду мягкий и ранимый, но за этим кроется сильный характер. Депардьё, любящий русскую литературу (как и Ришар), считает своего друга и партнёра по съёмочной площадке в большей степени князем Мышкиным, чем высоким блондином, и называет его трагиком, который прячется за маской комика. И вправду герои Пьера Ришара имеют в себе если не трагедийное, то драматическое начало: например, в «Папашах» разуверившийся в жизни Франсуа Пиньон при первом своём появлении собирается застрелиться, а в «Беглецах» доведённый жестокими реалиями до бешенства вдовец, имеющий маленькую дочь, неудачно пытается ограбить банк. В 2015 году после почти 30-летнего перерыва дуэт Депардьё и Ришара воссоединился в короткометражной ленте Жана-Пьера Моки «Агафья», снятой по мотивам рассказов Антона Чехова.

Как кинорежиссёр Пьер Ришар снял семь игровых фильмов со своим участием в главных ролях и один документальный фильм «Расскажите мне о Че» (1988), посвящённый фигуре всемирно известного латиноамериканского революционера Эрнесто Че Гевары. Эта документальная лента, снятая Ришаром на Кубе и представленная на X фестивале Нового Латиноамериканского кино, содержит воспоминания людей, близко знавших команданте, а также кадры кинохроники, на которых он был запечатлён. Есть в актёрской фильмографии Пьера Ришара работы в зарубежных проектах. В 1996 году он снялся в комедии режиссёра-грузинки Наны Джорджадзе «Тысяча и один рецепт влюблённого кулинара», номинированной на «Оскар», а в 2005 году — в российском 8-серийном фильме «Парижане», съёмки которого проходили в Тамбовской области. До телеэкрана этот фильм так и не дошёл.

Пьер Ришар продолжает свою многолетнюю и плодотворную актёрскую карьеру и по настоящее время. Ежегодно с его участием выходят по одному-два фильма. Преимущественно это комедии, и персонажи в исполнении Ришара в них — одинокие старички, обретающие свежие силы и интерес к жизни благодарю взаимодействию с молодым поколением. Фильмы «Виктóр» (2009) и «Мистер Штайн идёт в онлайн» (в оригинале «Un profil pour deux» — «Профиль на двоих») (2017) точно заслуживают почётного места в эфире «Первого канала» поздним воскресным вечером. Возможно, в современном кинематографе Франции это проходные картины, но даже им в плане художественной выразительности и эстетики подражание российских «одноразовых» комедий и мелодрам оказывается бесполезным. Для самого же артиста мадлен Пруста (с чего мы начали наш с вами разговор о сегодняшнем юбиляре) — приключенческая повесть Джека Лондона «Белый Клык», прочитанная Ришаром впервые в возрасте 8—10 лет. Тогда будущую легенду кино заворожили воображаемые далёкие снежные пространства. Оттого, наверное, Пьер любит Россию и особенно Сибирь: бескрайние северные просторы близки его натуре. Нашу страну Пьер Ришар посещает частенько: гастролирует со спектаклем «Страсти Пьера Ришара», в котором рассказывает русской публике о кино, о вине, о любви; бывает гостем на кинофестивалях и кинофорумах в разных российских городах. Месяц назад он принял участие в открытии II кинофестиваля «Хрустальный источникЪ» в Ессентуках. Виноделие — ещё одна постоянная стезя Ришара, которой он занимается уже треть века (кстати, по совету закадычного дружка Депардьё).

Секрет физического и творческого долголетия Пьера Ришара — в том, чтобы не терять способности восхищаться любыми мелочами жизни, которые того заслуживают: будь то природа, искусство, люди, животные. Притом он с большой осторожностью относится к распространённому тезису среди старших поколений о том, что «в былые времена было лучше». В своих мемуарах, выпущенных несколько лет назад, Ришар подчеркнул: «Во всех обстоятельствах моей жизни путеводной звездой для меня всегда была мечта. Для меня жизнь — это большой пирог, в котором есть слои реальности и слои мечтаний. И для меня слои, в которых главенствуют грёзы, — самые вкусные». 

Изображения: скриншот «Беглецы» (1986)