Невозможно себе представить соотечественника, незнакомого с именем Александра Пушкина — величайшего русского классика, родителя современного русского языка, популярнейшего в России литератора последних двух веков. Его необъятное творчество облагораживает человеческие умы и служит верным оружием по спасению русской культуры от морально-нравственной деградации. Между тем мир гения-поэта на протяжении последней доброй сотни лет получил свою самостоятельную жизнь в кинематографе. Какие же экранизации пушкинских детищ могут считаться подлинным национальным достоянием наравне с литературными первоисточниками?
Возьмём на рассмотрение не больше десяти художественных фильмов, снятых во второй половине минувшего столетия и периодически показываемых по телевидению. Чёрно-белый фильм Владимира Каплуновского «Капитанская дочка» (1958) по одноимённой повести Александра Сергеевича — первый по счёту в нашем списке. Пожалуй, заслуженно отнести эту картину, отмеченную премиями и дипломами на нескольких международных фестивалях, к кинематографу «большого стиля», но с оговоркой: не по пропагандистско-идеологической направленности, а исключительно по художественной стилистике. Если угодно, это не сталинский, а хрущёвский «большой стиль». Воспроизводимое на экране действие повести вряд ли будет восприниматься современными зрителями иначе, нежели теми, на чьих глазах этот фильм вышел в свет. Съёмка здесь традиционная, музыка прославленного композитора Тихона Хренникова величавая (хоть не столь мелодичная, как в «Гусарской балладе» (1962) Эльдара Рязанова), воспроизводимые актёрами диалоги естественным образом гармонируют с нашим настроением, испытываемым при чтении самой повести. И конечно, при просмотре этой картины не может не врезаться в сознание светлый романтический образ главного героя Петра Гринёва в исполнении Олега Стриженова.
Несколько следующих рассматриваемых нами игровых фильмов — экранизации «Повестей Белкина» (цикл произведений Пушкина, состоящий из пяти повестей). И здесь, в принципе, целесообразно объединить в единый ряд экранизации первых трёх повестей — «Выстрел» (1966) Наума Трахтенберга, «Метель» (1964) Владимира Басова и «Станционный смотритель» (1972) Сергея Соловьёва. Каждое из этих кинопроизведений талантливо и неповторимо, но можно выделить пару схожих преимуществ. Во-первых, хронометраж (чуть больше часа), который соответствует небольшому размеру самих этих повестей и помогает постановщикам избежать возможных излишеств, уводящих зрителя из мира Пушкина в иную степь. Ну а во-вторых, атмосфера, передаваемая в этих картинах, которая позволяет публике почувствовать себя людьми «не от века сего» и ощутить жизнь в России в начале XIX века именно глазами великого поэта. Если говорить об уникальности каждого из этой тройки фильмов в отдельности, то в «Выстреле» помимо очаровательно тревожной музыки Карена Хачатуряна в искусно выстроенном живописном пространстве блистает слаженный актёрский ансамбль из настоящих мэтров — Михаила Козакова, Юрия Яковлева, Олега Табакова, а также Ариадны Шенгелой и Валерия Бабятинского. В «Метели» трио главных действующих персонажей в исполнении Валентины Титовой, Георгия Мартынюка и Олега Видова тоже ярко, но, кажется, не настолько — возможно, из-за суховато получившейся кульминационной сцены объяснения. Грандиозная музыка Григория Свиридова и великолепие суздальских пейзажей — тоже важные составляющие фильма, но они больше для любования, нежели для увлечения драматургией. Что же касается «Станционного смотрителя», этот фильм — шедевр творческого триумвирата: режиссёра Сергея Соловьёва, оператора Леонида Калашникова и композитора Исаака Шварца. Проникновенная сентиментальная музыка и прекрасная деревенская природа усиливают трагедию старого станционного смотрителя Самсона Вырина (Николай Пастухов), навсегда разлучённого с единственным родным человеком — с дочерью Дуней, невообразимо красивой девушкой (Марианна Кушнерова), по воле ушлого и безжалостного гусара Минского (Никита Михалков).
Ещё одна постановка, связанная с циклом «Повести Белкина», — фильм Алексея Сахарова «Барышня-крестьянка» (1995). Это самая поздняя из всех картин, рассматриваемых нами в данном обзоре. Есть в этом фильме то, что способно на мгновение приковать внимание зрителя к экрану: например, попадающие-таки в кадр обнажённые части тела, шаловливость ищущей приключений главной героини Лизы Муромской (Елена Корикова) с невинным девичьим голоском, сочетание озорства и твёрдости характера Алексея Берестова (Дмитрий Щербина), неувядающая свежесть (как физическая, так и душевная) пожилых помещиков-вдовцов Муромского (Леонид Куравлёв) и Берестова (Василий Лановой). Да и матушка-природа в отдельных кадрах поймана во всей своей красе. Но вот музыкальные вставки неудачно дополняют изображение — как своим стилем, так и слишком большой громкостью: при просмотре картины в наушниках на фоне тихих реплик внезапные громкие музыкальные зарисовки создают дискомфорт и риск вреда слуху.
Меньше чем за десятилетие до съёмок «Барышни-крестьянки» на экраны выходит приключенческая мелодрама Вячеслава Никифорова «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1988) — экранизация романа Пушкина «Дубровский» (вслед за фильмом была показана его 4-серийная телеверсия с оригинальным названием произведения). Возможно, этот фильм слабо запечатлелся в памяти своих современников, но он интересен и содержательной составляющей, и эстетической, и, прежде всего, участием молоденького Михаила Ефремова, вызывающего симпатию у публики своим трезвым худеньким личиком и изъясняющегося не только по-русски, но и по-французски.
Выдающимся кинопроизведением, рождённым на основе пушкинской литературы, безоговорочно можно считать фильм Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976), снятый по мотивам неоконченного исторического романа Александра Сергеевича «Арап Петра Великого». Удачное использование анимации в первых кадрах картины, увлекательное развитие событий в примечательной маскарадной среде Петровской эпохи, вызывающие сами по себе интерес неординарные актёрские находки (Владимир Высоцкий в образе чернокожего героя и Алексей Петренко в образе Петра I) — вот далеко не полный набор деталей, способных заинтриговать зрителей, ещё не смотревших сей фильм.
Заключительным пунктом в нашем обзоре является 3-серийный фильм Михаила Швейцера «Маленькие трагедии» (1979), основанный на произведениях одноимённого цикла, вытекших из-под пушкинского пера знаменательной «Болдинской» осенью 1830 года. Эта эпическая захватывающая лента, имеющая основания считаться венцом экранизаций произведений «нашего всего», производит на зрителя гипнотический эффект и заставляет задуматься о не теряющих актуальности с течением времени вопросах бытия, морали, творчества.
Достойных внимания публики кинопроизведений, снятых благодаря существованию нетленных творений Александра Сергеевича Пушкина, можно насчитать внушительное множество. Мы прошлись далеко не по всем картинам, о каких ещё стоило бы упомянуть, и здесь имеет место допущение, что знакомство с жемчужинами поэзии и прозы лежит порой через соприкосновение с причудливым миром, запечатлённым на киноплёнке, а не наоборот.