Василий Макарович Шукшин — это отдельный живой пласт необъятной русской культуры. Оболочкой этого культурного пласта являются произведения литературы и кинематографа, демонстрирующие без прикрас публике жизнь обыкновенных представителей русского народа с их достоинствами и недостатками, говором и психологией. Ядро же пласта — раскрывающаяся через непридуманные человеческие характеры и взаимоотношения боль народа с его самобытностью, юмором, сумасбродством и любовью.
Из далёкого алтайского села Сростки в Москву поступать во ВГИК Шукшин отправился, когда ему было двадцать пять лет. К этому моменту он успел отслужить в военно-морском флоте, где фактически и складывались первые зачатки его будущей литературной деятельности, и после увольнения в запас совсем немного проработал в сельской школе учителем русского языка и словесности. До сих пор во ВГИКе существует байка о том, как одарённый сибирский провинциал поступал на режиссёрский факультет. Когда руководитель актёрско-режиссёрской мастерской Михаил Ромм, легендарный режиссёр, задал вопрос абитуриенту о романе Льва Толстого «Война и мир», Шукшин честно ответил: «Не читал: уж больно толстая книга». Многие подумали, что такого нахала выгонят со вступительных испытаний с позором, но Ромм его принял и не ошибся: сразу начал проявляться не только писательский, но и артистический талант Шукшина.
О тяжёлом и порой несносном характере Василия Макаровича свидетельствуют близко знавшие его сокурсники, а также любившие его дамы, на которых он производил неизгладимое впечатление своим талантом и обаянием. Несколько раз ещё учившийся во ВГИКе Шукшин находился под угрозой привлечения его к уголовной ответственности — главным образом, за случайные уличные драки. Иной раз за него вступился Ромм, а иной раз — другой крупный кинорежиссёр Марлен Хуциев, снимавший тогда Шукшина в первой для него большой роли в фильме «Два Фёдора» (1958). После этой заметной работы на вгиковского третьекурсника посыпались новые предложения, и он с охотой снимался. В то же время Шукшин мечтал о режиссуре, и кто-то усматривал в творческом рвении этого дарования, приехавшего в столицу из глубинки, некое соперничество с его однокурсником — Андреем Тарковским, будто бы обошедшим Шукшина тем, что уже через два года после окончания ВГИКа снял «Иваново детство» (1962), завоевавшее «Золотого льва», главную награду Венецианского кинофестиваля.
О Шукшине как о режиссёре заговорили после выхода его первого полнометражного фильма «Живёт такой парень» (1964), удостоенного в свою очередь венецианского «Льва святого Марка» как лучший фильм для детей. Картина эта с первых кадров привлекает к себе внимание лёгким лирическим тоном, непринуждённостью нестрогого (в чём-то спонтанного) действия, а также заразительными простодушием и юмором в образе главного героя в исполнении Леонида Куравлёва, для которого эта роль фактически стала путёвкой в большую кинематографическую жизнь.
Из шести фильмов Василия Шукшина ноты жизнерадостности, оптимизма, весёлого настроения превалируют в двух работах — в картине «Живёт такой парень», упомянутой только что, и в комедии «Печки-лавочки» (1972), которую сам режиссёр считал лучшим своим кинотворением. Другие четыре фильма — «Из Лебяжьего сообщают» (1960) (дипломная работа, короткометражный фильм), «Ваш сын и брат» (1965), «Странные люди» (1969) и «Калина красная» (1973) — кинопроизведения драматические, вызывающие у публики меньше радости и больше грусти, переживания и душевной боли. Фильм «Калина красная» (кстати, включённый в программу предстоящего 76-го Венецианского МКФ) в представлении не нуждается: это классика отечественного кинематографа.
Имя Василия Шукшина в кинематографе также фигурирует в экранизациях его произведений, поставленных другими режиссёрами. Одной из таких экранизаций, про которую мы не можем не вспомнить, является фильм Сергея Никоненко «А поутру они проснулись» (2003), снятый по неоконченной одноимённой шукшинской повести и трём шукшинским рассказам. Эту комедию можно считать успешной киноадаптацией мира, отражённого в деревенской прозе Шукшина, к современным городским реалиям. Картину приятно смотреть в любом настроении и состоянии — хоть на трезвую голову, хоть по пьяной лавочке.
В силу своего крестьянского происхождения и содержания кино- и литературных произведений, где речь идёт о жизни людей из деревни, Шукшин именовался и сейчас зачастую именуется не иначе как «деревенский гений», хотя самого Василия Макаровича при жизни подобный ярлык «деревенщика», приплетаемый обществом его имени, не очень радовал. Как бы то ни было, в наше время творческое наследие Шукшина остаётся тем незыблемым мостом, через который возможна преемственность поколений как важный фактор дальнейшего культурного и нравственного развития.
Изображения: скриншот «А поутру они проснулись» (2003)