Александр Ширвиндт — нестареющая легенда отечественного театра, кино и телевидения, одушевлённое чудо природы и искусства, надёжный оплот сатиры и юмора в России. В то время как основные достижения этого феноменального разностороннего человека-явления относят главным образом к делам на ниве театральной и «капустнической» деятельности, участие артиста в кинопроизведениях, пусть даже в ролях второго или третьего плана, является тем недостающим мазком, окончательно делающим эти кинокартины жемчужинами русского кинематографа.
В 95% случаев появление Ширвиндта на экране обязательно вызывает улыбку у зрителей. Его любят все. Возможно, справедливым будет наблюдение, что советский кинематограф был чрезвычайно избирателен по отношению к Александру Анатольевичу. Большой серьёзной драмы в его фильмографии не сыщется, зато практически все его экранные персонажи наделены очаровательной самоиронией, притягательной фактурной внешностью и простонародной интеллигентностью. В заметной степени преимуществом актёрской манеры Ширвиндта является то, что он не уходит в свой образ с головы до пят, а оставляет в своём сознании некий зазор между собой и героем, чтобы увидеть свою игру со стороны. Это и называется игрой самого себя в предлагаемых обстоятельствах. Исключением, пожалуй, когда Ширвиндт, что называется, проживает своего персонажа, а не играет, является его роль в фильме Георгия Натансона «Ещё раз про любовь» (1968): самовлюблённый Феликс Топтыгин в исполнении артиста — фигура трагическая, жалкая, вызывающая у кого-то презрение, у кого-то — сострадание.
Но в остальных своих киноролях Ширвиндт — юморист, авантюрист, волевой интеллигент и женский обольститель. Да-да, последнее амплуа из этого перечня Шурику (именно так очень хочется его назвать, не сочтите за фамильярность) удалось, как никому другому. Вспомним пылкого майора Альфреда Шато-Жибюса, отчаянно ревнующего свою сногсшибательную любовницу-артистку (будучи женатым на некрасивой и глухой даме) к сочинителю оперетт, из музыкального комедийного телефильма Леонида Квинихидзе «Небесные ласточки» (1976) (поставленного по сюжету французской оперетты «Мадемуазель Нитуш»). Или же солидного музыканта, бегающего «налево» в поисках перемены чувств от ничего не подозревающей жены, из лирической комедии Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Апофеозом же в такой донжуанской творческой линии можно считать главную роль Александра Ширвиндта в комедии Анатолия Эйрамджана «Бабник» (1990). Даже у скептически настроенных зрителей к показываемой на экране истории зрелого кандидата наук, ведущего разгульный образ жизни, после просмотра сформируется взгляд, что, перефразируем поэтическую строчку Евгения Евтушенко, **ядун в России — больше, чем **ядун. Да и сам герой утверждает, что он «никогда не переступал черту, отделяющую джентльмена от похотливого самца».
Главных ролей у Ширвиндта в кино — две-три, но утверждать, что их нет вовсе, — неверно. Помимо выше названного «Бабника» есть ещё музыкальный комедийный телефильм Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» (1979) (по мотивам одноимённой повести Джерома Клапки Джерома), а также комедия Всеволода Шиловского «Миллион в брачной корзине» (1985) (по мотивам итальянской пьесы «Моя профессия — синьор из общества»). Эти фильмы с Александром Анатольевичем в главной роли не претендуют на высокое звание произведений киноискусства, но они достойны того, чтобы скрасить домашний досуг у телевизора.
За последние четыре года мне посчастливилось дважды встретиться живьём с сегодняшним юбиляром. Первый раз — в зеленоградском культурном центре поздней осенью 2015 года. Это был его творческий вечер под названием «Склероз, рассеянный по жизни» (такое же название носит одна из автобиографических книг Ширвиндта). На той встрече, проходившей в формате семейной беседы (была обеспечена обратная связь артиста с залом через полёты накаляканных на бумажках вопросов зрителей-слушателей), я узнал, что любимое блюдо Шурика — варёный лук; что к разряду гениальных артистов он отнёс бы Олега Борисова, Евгения Евстигнеева, Николая Гриценко; как по расположению дверных звонков в коммунальную квартиру определить, дружат ли между собой жильцы или не очень. Но и много-много других забавных вещей, составивших весёлый интереснейший рассказ умудрённого многолетним творческим и бытовым опытом свеженького старичка.
Второй же встречей был вечер-посвящение «Мой Рязанов», состоявшийся поздней весной 2017 года в киноклубе «Эльдар». И здесь мы выходим на целый отдельный блок в ширвиндтовской фильмографии — участие Александра Анатольевича в фильмах Эльдара Рязанова. Собственно, работа Ширвиндта у великого русского комедиографа по большому счёту и сделала артиста узнаваемым абсолютно всеми нашими соотечественниками. Ведь каждый год 31 декабря собирающийся лететь из Москвы в Ленинград Павлик в исполнении Ширвиндта на глазах у многомиллионной телевизионной публики зазывает друга в баню, где начинаются новогодние приключения, воспетые в «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» (1975). А блистающий в провинциальном привокзальном ресторане пианист и солист Шурик из другого рязановского шедевра «Вокзал для двоих» (1982)? Талантливым исполнением песни «Живём мы что-то без азарта…» в этом фильме Ширвиндт заявил о себе как о профессиональном музыкальном артисте, хотя в кино пел не часто. Всего актёр снялся у Рязанова в пяти картинах в колоритных второплановых и эпизодических ролях.
Ширвиндт признаётся, что в отличие от многих других выдающихся актёров, в том числе и своих друзей и собратьев по сцене и экрану (большинство уже почили), сам он, в общем-то, особо не испытывал маниакального желания постоянно играть и не чувствовал опасения быть невостребованным, забытым. Куда важнее для него была и остаётся рыбалка, например. Собрать или разобрать на простыне карбюратор — в этом деле в молодости он тоже был гигантом: все, кому не лень, тащили ему на диагностику карбюраторы от своих авто. Ну или же скопление в своём доме курительных трубок, что, по словам их хозяина, является не коллекцией, а свалкой (у них нет стойла с памятной надписью; среди этих трубок есть те, что принадлежали таким легендам, как Григорий Горин и Олег Янковский, например).
Помимо прочего, Александр Ширвиндт — педагог с 62-летним стажем (многие столько не живут!), являющийся на данный момент старейшим профессором Театрального института имени Бориса Щукина (до недавнего времени старейшим «щукинским» профессором был Владимир Этуш). К педагогической деятельности мастер относится как к «вампиризму чистой воды» и отчётливо понимает, что если несколько десятков лет назад задачей театральных преподавателей в течение первых двух лет обучения новобранцев было раскрепостить забитых в себе молодых «щенков», то в настоящее время по отношению к современным студентам, крутым и чересчур уверенным в себе, стоит обратная задача — закрепостить их.
Сегодня Александр Ширвиндт в кино практически не снимается, в театре как актёр занят в одном спектакле, но зато активно появляется на телевидении. Его основная профессия в данный момент — художественный руководитель (да, это отдельный вид профессии) Московского академического театра сатиры: такая работа сопряжена с каждодневной заботой о каждом актёре своей труппы, а не только с постановочным процессом. Для всех, кто знает Ширвиндта лично, это стеснительный, скромный человек без малейшей доли самолюбования, верный всю жизнь своей жене, своей семье, настоящий друг, «всякий раз неравнодушный к неприятностям людей». К самому себе, как и почти ко всему в жизни, артист относится с доброй иронией.
С юбилеем Вас, Александр Анатольевич!
Изображения: скриншот «Бабник» (1990)