«Как спасти страну от дьявола?
Просто я останусь с нею.
Врачевать своею аурой,
что единственно имею.
Не ура-патриотизмом,
не ударом побольнее —
тайной аурой артиста,
что единственно умею».
Андрей Вознесенский
Именитых артистов, оставивших после себя богатое культурное наследие, — внушительное множество. Но как важно, чтобы не померкла память об актёрах, уступивших своим коллегам-современникам в известности, но не уступивших никому в силе таланта. Народный артист СССР Олег Борисов (1929—1994) своим долгим и мучительным творческим путём, филигранным актёрским подходом и, как результат, блестяще сыгранными ролями заслужил, чтобы его имя было во главе угла на условной «аллее звёзд» советского кино и театра 1960-х—начала 1990-х годов. Бескомпромиссность в расхождениях с режиссёрами относительно образов, нетерпимость к халатному отношению к работе своих коллег по цеху, кропотливый процесс составления мысленного рисунка предстоящей роли — всё это делало дисциплинированного и глубокого Борисова, с одной стороны, неудобным субъектом для других участников командного творчества, а с другой стороны, не дало сломать его мощную актёрскую личность, к чему, по признанию авторитетных театральных мастодонтов, был склонен театр во все времена.
Моё личное знакомство с творчеством Олега Борисова (которое уже шестой год неспешно продолжает набирать обороты) началось с просмотра фильма Петра Тодоровского «По главной улице с оркестром» (1986). В этой музыкальной трагикомедии, где грёзы так искусно вплетаются в реальность происходящего, что картина возвеличивается до высот шедевров Федерико Феллини, загадочным и в то же время естественным образом действует артист — исполнитель главной роли, приковывающий к себе внимание как общением с другими персонажами, так и вдумчивым молчанием, как сольным пением под гитару, так и незатейливым мордобоем. Дальнейшего интереса, подогреваемого восхищением актёром старших товарищей, к другим работам Борисова и его биографии мне было не миновать. Этот начальный этап знакомства был пополнен просмотром фильмов Вадима Абдрашитова «Остановился поезд» (1982) и «Парад планет» (1984), исключительной из всего советского «школьного» кинематографа мелодрамой Бориса Фрумина «Дневник директора школы» (1975), яркой экранизацией гоголевской «Женитьбы» (1977), поставленной Виталием Мельниковым. И во всех этих фильмах герои Борисова, непохожие один на другого, вовлекают в свой мир, в свои взгляды и интересы, намерения и поступки. Был ли у Олега Ивановича потолок творческих возможностей — вопрос, применимый здесь как ни к какому другому художнику.
Сам же Олег Борисов был убеждён, что актёрский путь нельзя начинать с героических ролей: тот, кто начинает с героев, по его мнению, кончает плохо. Стартовал же он с амплуа простачков в Киевском русском драматическом театре им. Леси Украинки, в спектаклях по пьесам Виктора Розова. Уже там во всей красе проявлялся бескомпромиссный характер «зазнавшегося», по выражению завистливых коллег, актёра. Увольнению Борисова из этого театра предшествовала первая главная роль в кино — в комедии Виктора Иванова «За двумя зайцами» (1961): легкомысленный и плутоватый Голохвостый — исходный персонаж в борисовской галереи первоплановых экранных образов. Наиболее значительным и трудным периодом в жизни Борисова были восемнадцать лет работы в БДТ под руководством Георгия Товстоногова. Во время этого ленинградского периода, наполненного мучительным ожиданием ролей, актёр по наставлению своего друга — писателя-эмигранта Виктора Некрасова — начал вести дневники, представляющие сегодня для молодых актёров и почитателей творчества Борисова особую ценность. В БДТ же у Олега Ивановича за всё это время было три—четыре роли желаемого «калибра».
Из БДТ он перешёл в МХАТ, бывший для него на протяжении всей творческой жизни точкой притяжения: Олег Борисов — выпускник Школы-студии МХАТ. Но и этот театр под руководством Олега Ефремова, претерпевший в годы перестройки раскол, не стал для Борисова родным домом. На закате своей творческой жизни актёр сыграл Павла I в театре Советской Армии, а после развала Союза — в двух антрепризных спектаклях, поставленных его сыном — режиссёром Юрием Борисовым. Пожалуй, театральным режиссёром, которому Олег Борисов в наибольшей степени доверился и с которым нашёл общий язык, был Лев Додин: вместе они сделали спектакль «Кроткая» по повести Достоевского — сначала на сцене БДТ, а затем и на сцене МХАТа. И из-за того, что среди сыгранных ролей было мало персонажей из произведений Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова и особенно Достоевского (это имя для Борисова было святым), актёр переживал и считал свою миссию не вполне реализованной.
В кинематографе же Олег Борисов сыграл более 70 ролей. Значительной составляющей в его фильмографии, мимо которой нельзя пройти, было на редкость удачное сотрудничество, переросшее в дружбу, с тандемом, состоящим из сценариста Александра Миндадзе и режиссёра Вадима Абдрашитова. Оригинальным замыслам режиссёра и сценариста потребовались творческие возможности актёра, прозванного некоторыми другими режиссёрами «скрупулёзником» (в чём сам Борисов ничего обидного не видел), и так один за другим были сняты три выдающихся фильма: уже упомянутые выше «Остановился поезд» и «Парад планет» (редчайший по смысловой и художественной глубине фильм, как и само астрономическое явление в его названии) и «Слуга» (1988). Благодаря плодотворной и счастливой работе с Борисовым Абдрашитов для себя развеял миф о «колючести» и несговорчивости артиста, открыв в нём человека покладистого, любившего застолья и лучше других знавшего поэзию, открыл в нём единомышленника, имевшего право на своевременные эмоциональные выпады.
Об Олеге Борисове как о великолепном экранном партнёре свидетельствовала Людмила Гурченко. Им можно было десятилетие не видеться друг с другом после очередной совместной работы, и потом, оказываясь вновь на одной съёмочной площадке, они мгновенно настраивались на единый нужный лад и понимали друг друга с полуслова. Помимо названного выше «Дневника директора школы», вместе с Гурченко Борисов снялся в таких лентах, как «Балтийское небо» (1960) и «Рабочий посёлок» (1965) Владимира Венгерова, «Рецепт её молодости» (1983) Евгения Гинзбурга. Ко всем выше перечисленным картинам, составляющим избранную фильмографию актёра, следует добавить «Дайте жалобную книгу» (1965) Эльдара Рязанова, «Живой труп» (1968) Владимира Венгерова, «Проверка на дорогах» (1971) Алексея Германа, «Крах инженера Гарина» (1973) Леонида Квинихидзе, «Подросток» (1983) Евгения Ташкова, «Луна-парк» (1992) Павла Лунгина. Как ещё и при жизни Олега Ивановича, так и сейчас, спустя четверть века после его ухода, люди, знающие этого мастера в том или ином масштабе, монолитно сойдутся в признании: Борисов — гений.
Изображения: скриншот «Женитьба» (1977)