В моём присутствии говорить о Мерил Стрип можно либо хорошо, либо ничего, но сама я могу говорить о ней как угодно. Мерил — семьдесят, можете себе представить? Я — с трудом! Карьера Мерил насчитывает уже более четырёх десятилетий, и, к большому счастью, в наше время Голливуд и независимый кинематограф научились делать проекты, в которых актрисы с опытом могут не просто участвовать, а даже получать главные роли. Мерил востребованна — она давно выбирает проекты, которые ей по душе. Это далеко не всегда отличные картины, но в них обязательно есть важная мысль или импульс, волнующие саму Стрип, которая известна своей активной политической и общественной позицией. Мерил — феминистка, и в правильном смысле слова — в том, которое не тянет за собой шлейф отрицательных коннотаций. Она — за права женщин, она — за равенство гонораров в кинематографе и других профессиональных сферах, она сама активно снимается у женщин-режиссёров, таких как Нора Эфрон, Грета Гервиг, Сара Гаврон, Филлида Ллойд, Нэнси Майерс.
Сегодня Мерил способна произносить обличающие речи со сцены премий даже в адрес самого президента США, да такие, что уязвлённый Дональд Трамп в ответ будет называть её «одной из переоценённых актрис Голливуда». Конечно, Мерил далеко до «активности», например, Джейн Фонды, которая в свои восемьдесят с хвостиком до сих пор даёт всем фору, но Стрип убедительно транслирует, что она не просто одна из лучших актрис в мире, она — умная женщина, которая способна отстаивать свою позицию и влиять тем самым на судьбы многих американцев (да и других людей на планете, пожалуй).
Кинодебют будущей звезды состоялся в далёком 1977 году в фильме Фреда Циннемана «Джулия». Мерил говорила, что это был для неё шок — на тот момент (по её мнению) она совсем не умела держать себя в кадре и работать на камеру. В следующей же картине «Охотник на оленей» (1978), которая как раз сейчас идёт в российском прокате (спешите видеть!), актриса уже продемонстрировала такой уровень мастерства, что американские киноакадемики не постеснялись наградить объявившееся с театрального Бродвея дарование первой номинацией на премию «Оскар». Свою первую заветную «статуэтку Дугласа» Мерил Стрип получит уже через год за роль второго плана в прекраснейшей картине «Крамер против Крамера» (1979), запустив тем самым «эру Мерил Стрип» на Оскаре, когда уже чуть ли не каждая её роль будет отмечаться очередной номинацией на главную кинопремию. По всем полученным номинациям и победам на разные премии мира Стрип бьёт все рекорды — количество выигранных ею наград исчисляется уже даже не десятками, а сотнями. Среди самых престижных трофеев можно выделить три «Оскара», девять «Золотых глобусов», две премии «BAFTA» и две «Премии Гильдии киноактёров США», три «Эмми», Сезар, Каннскую пальмовую ветвь и «Серебряного медведя».
В творческом пути актрисы примечателен тот факт, что в её карьере не наблюдается какого-либо роста или прогресса — в том смысле, что Мерил показывала заоблачный профессиональный максимум уже в самой первой роли. С тех пор актриса просто лишний раз демонстрирует уровень своего мастерства, который для многих актёров является недостигаемым за всю карьеру. Стрип прекрасно даётся имитирование акцентов, для роли она готова научиться играть на скрипке («Музыка сердца», 1999) или, например, освоить рафтинг («Дикая река», 1994), переодеться в нелепую мешковатую одежду («Чертополох», 1987) или в люкс-бренды высокой моды («Дьявол носит Прада», 2006), спеть, станцевать, показать чудеса акробатики («Mamma Mia!», 2008), продемонстрировать на экране поцелуй с женщиной («Часы», 2002, «Ангелы в Америке», 2003) и др. «А что такого? — спросите вы. — Ведь многие актёры тоже это делают!». Что ж, вы правы, в случае с Мерил моё мнение ни в коем случае нельзя считать объективным, но без обиняков могу сказать, что ни в одном своём фильме (а я видела их все) она не позволила себе допустить небрежность или недобросовестность, и в этом вы можете быть уверены. Я не призываю вас стать такими же сумасшедшими, чтобы посмотреть все её картины, но вы можете открыть её фильмографию, ткнуть пальцем в любой проект и, посмотрев его, проверить мою теорию.
Я провела небольшой опрос давних поклонников творчества актрисы — все они разного возраста и живут в разных городах. Ниже — выдержка из вопросов и ответов. По просьбе двух участников их имена были изменены.
— Расскажите, с какого года вы начали интересоваться творчеством Мерил Стрип? Помните, какую картину посмотрели первой?
Анастасия (Дзержинский): Я уже не могу вспомнить, какой именно фильм был первым — в 90-е по телевизору показывали много хорошего кино. И я с каким-то небольшим промежутком увидела «Выбор Софи» (1982 — прим. MT) и «Мосты» («Мосты округа Мэдисон» (1995) — прим. MT). Запомнила актрису. А может быть, это были «Влюблённые» (1984 — прим. MT), тоже по телевизору показывали. После этого через большой промежуток я посмотрела в кинотеатре дублированный фильм «Часы», была им совершенно раздавлена. Особенно из-за большого экрана, наверное. Хотя из-за дубляжа постоянно раздражалась. То есть я знала, что есть такая гениальная актриса, но потом у меня родились дети один за другим, и стало ни до чего. Примерно в 2007 году я попала на форум Экслера и там в ветке про кино стала читать всё, что касалось Мерил Стрип, и в конце концов одна девушка дала ссылку на торренты, и я стала методично скачивать оттуда фильмы с Мерил. Там и познакомилась со Светой, которая перетянула меня в группу «ВКонтакте». И понеслось.
Светлана (Санкт-Петербург): В начале 1980-х в Ленинграде был очередной фестиваль фестивалей, когда можно было увидеть новые топовые зарубежные фильмы. Но с нагрузкой: войти можно было только на два фильма сразу — первым был советский фильм или фильм соцстраны, вторым — штатовский. Видимо, родителям меня некуда было деть, поэтому так я увидела «Крамер против Крамера». Наверное, можно засчитать, что с этого момента и начала интересоваться.
Мария (Москва): С 2009 года. Осознанно — «Часы».
— Какие три фильма порекомендуете посмотреть тем, кто не знаком с творчеством Мерил?
Алеся (Минск): «Мосты округа Мэдисон», «Простые сложности» (2009 — прим. MT), «Часы» и «Истинные ценности» (1998 — прим. MT). Я бы порекомендовала четыре фильма.
Полина (Москва): «Дьявол» («Дьявол носит Prada» (2006) — прим. MT), «Мамма Мия» («Mamma Mia!» (2008) — прим. MT), «Простые сложности».
— Три нелюбимых фильма Мерил Стрип?
Евгения (Калининград): А вот это — легко! «Танцы во время Луназы» (1998 — прим. MT), «До и после» (1995 — прим. MT) и «Весенние надежды» (2012 — прим. MT).
Светлана: Не нелюбимые, просто я могу их не пересматривать и не вспоминать. "She-Devil" («Дьяволица» (1989) — прим. MT), "The Manchurian Candidate" («Маньчжурский кандидат» (2004) — прим. MT), "Rendition" («Версия» (2007) — прим. MT).
— Лучший партнёр по фильму?
Анастасия: Лучший партнер — Клинт Иствуд, конечно.
Кристина (Москва): Де Ниро.
Евгения: Джек Николсон? То, что они сделали в фильме «Ревность» (1986 — прим. MT) — просто отвал башки.
Алеся: Стэнли Туччи. Ну, может, ещё Пирс Броснан, если Вы понимаете, о чём я.
— Как вы относитесь к тому, что Мерил является активисткой? Это правильно — говорить о политике со сцены кинематографических премий?
Кристина: Почему нет? Каждый делает что может.
Светлана: Конечно, правильно. У популярных и значимых актеров есть дополнительная опция — к их мнению по самым разным вопросам прислушиваются. Если человек не только одарен актёрски, но и умный интеллигентный человек, он понимает, что его аудитория хочет услышать его мнение, что он выразитель мнения тех, кто стоит за ним.
— В чём секрет популярности Мерил Стрип?
Полина: Талант, колоссальная трудоспособность, открытость и искренность.
Алеся: В её многогранности и мастерстве. Она может быть любой, но при этом она, кажется, всегда остаётся сама собой.
— За что можно не любить Мерил?
Евгения: За что могут не любить Мерил другие люди — так это за активную политическую позицию, за номинации на премии (которые даже я иногда не могу оправдать), за внешность. Я не люблю Мерил за ту сумочку с лицом Мишель Обама. Ну это реально отстой.
Светлана: Все не могут любить всех. Это нормально. Кому-то может не нравиться её актёрская манера, кому-то казаться странным её поведение вне экрана.
— Что скажете о стиле одежды Мерил?
Мария: Раньше были промашки, но голливудская безупречная улыбка и морщинки вокруг глаз сглаживают всё.
Кристина: Nothing special, а на торжественных мероприятиях неброская элегантность.
Алеся: Я не эксперт. Исключительно моё мнение: некоторый её выбор мне по вкусу, иногда отправила бы переодеться.
— Чему бы вы хотели научиться у Мерил?
Анастасия: Научиться у неё я бы хотела житейской мудрости — в выборе спутника жизни и всего того, что касается личной жизни. С профессией, наверное, всё было проще. Хотя она могла бы стать певицей и тогда мало кто из нас её знал. В общем, я бы у неё поучилась делать правильный выбор.
Евгения: Уже научилась. Не думать о том, что думают о тебе другие люди.
— Какую роль ещё должна сыграть Мерил?
Полина: Прекрасную суку, какой она была в «Дьяволе».
Мария: В последнее время в творческой жизни Мерил много эпизодических ролей. Считаю, что для актрисы такой величины это неправильно. Мне нравятся биографические фильмы с ней. Возможно, роль по типу Маргарет Тэтчер ей сейчас необходима.
— Четвёртому Оскару быть?
Анастасия: Насчёт Оскара — не знаю. Если только она сыграет в старости что-нибудь такое пронзительное, на разрыв аорты. Что мне не хотелось бы даже видеть, потому что это выглядело бы как её прощание.
Кристина: Разумеется!
Евгения: Я ни в чём так не уверена, как в том, что лет в восемьдесят Мерил возьмет четвёртый Оскар. Ну или же в девяносто, каждые тридцать лет, как говорится.
— Самая лучшая роль?
Светлана: Было несколько периодов творчества Стрип. И в каждом была лучшая роль. Joanna Kramer, Karen Christence Dinesen Blixen, Francesca Johnson, Clarissa Vaughan, Miranda Priestly, Margaret Thatcher, Violet Weston.
Мария: Сложный вопрос. Можно взять любое амплуа и сказать ей — браво!
Анастасия: Не могу назвать однозначно лучшую роль, но без её Франчески из «Мостов» я Мерил Стрип не представляю.
— Как Мерил повлияла на вашу жизнь?
Полина: Не пересказать словами: новые друзья на года, новые эмоции, новые знания о кинематографе, расширенный кругозор.
Анастасия: Мерил «заставила» меня смотреть американское кино. До неё я его практически не знала. Я совершенно по-другому стала смотреть на английский язык. И благодаря ей в том числе я открыла для себя Америку — до этого этой страны для меня как бы не существовало, слишком далеко, с совершенно другой, как мне казалось, ментальностью. Не думала, что найду там что-нибудь созвучное своей душе. И хоть полетела в Америку не на спектакль с Мерил, если бы не она, возможно, я бы никуда не полетела.
— Что бы вы сказали Мерил при встрече?
Алеся: Впала бы в ступор и сказала, что-то банальное для неё, что она слышала уже 100000 раз — спасибо, что вы есть, спасибо за ваши работы!
Кристина: Спасибо!
Мария: Что я крайне счастлива жить с ней в одно время.
— Евгения, ты видела Мерил вживую. Расскажи об этом. Считаешь ли ты, что это важно — встречать своих кумиров?
Евгения: Очень смешанные чувства. С одной стороны, как это охрененно, я видела Мерил Стрип, а с другой, что мечты больше нет. Хотя не думаю, что я реально об этом мечтала, ибо это было больше из области фантастики. Думаю, что очень важно. С того момента начинаешь думать, что всё возможно. Ибо где Женечка из Калининграда и где легенда Голливуда?
— У вас есть другие кумиры в кино? Кто?
Светлана: В мои сорок с лишним слово «кумиры» уже малоприменимо. Но я, наверное, постараюсь не пропустить фильмы с Колином Фёртом и Робертом де Ниро.
Евгения: Тут нужно выгрузить файл со списком? Очень сложно. Ничего нового: Энтони Хопкинс, Хелен Миррен, Джек Николсон, Джессика Лэнг, Клинт Иствуд, Майкл Фассбендер, Ева Грин, Вера Фармига, Джессика Честейн…Саша Петров (шутка).
Полина: Нет. Она лучшая и единственная.
На этой оптимистичной ноте я, пожалуй, завершу, приведя цитату из диалога Мерил Стрип и американского телеведущего Джимми Киммела:
Jimmy: Do you ever get tired of people telling you how great you are?
Meryl: Not really.