Василий Борисович Ливанов — актёр в третьем поколении и, пожалуй, наиболее известный из всей династии. Дедушка — Николай Александрович Ливанов (1874 — 1949), заслуженный артист императорских театров, выступавший в царской и раннесоветской России под псевдонимом Николай Извольский. Отец — Борис Николаевич Ливанов (1904 — 1972), народный артист СССР, пятикратный лауреат Сталинской премии и один из ближайших учеников Станиславского. Такая творческая родословная вовсе не предопределяла прямой путь Василия в актёрскую профессию. Наоборот, Борис Ливанов, опасаясь, что его сын пойдёт по выверенной ближайшими предками дороге и «по инерции» может стать пропащим, несостоявшимся актёром, неявно сбивал будущего советского Шерлока Холмса с этого поприща. Ливанов-младший окончил Московскую среднюю художественную школу при Академии художеств СССР, практически уже понёс документы в саму Академию, но в последний момент внутренний голос громко объявил ему, что без актёрства он попросту не сможет существовать. Так Василий Ливанов стал студентом Театрального училища (ныне Театральный институт) имени Бориса Щукина, по окончании которого спустя несколько лет также отучился у Михаила Ромма на Высших режиссёрских курсах при Госкино СССР.

В доме Ливановых на Тверской гостила практически вся советская культура. Василий Иванович Качалов, в честь которого наш вчерашний юбиляр и был наречён, отмечал, что в искусстве бывают случаи, когда актёр не просто отыгрывает вверенную ему роль, а рождает самобытный и неповторимый образ, и по имени этого образа зрители к артисту в дальнейшем и обращаются. Василий Ливанов попал в такую категорию, став, как вы, наверное, догадываетесь, Шерлоком Холмсом в серии телевизионных фильмов (1979 — 1981, 1983, 1986) Игоря Масленникова. Однако лучший в мире экранный Шерлок Холмс (лучший — по признанию соотечественников Артура Конан Дойла) — далеко не единственная коронная кинороль Василия Борисовича. Большой след в оттепельном кино оставили три ранние главные роли Ливанова в фильмах «Неотправленное письмо» (1959) Михаила Калатозова, «Слепой музыкант» (1960) Татьяны Лукашевич и «Коллеги» (1962) Алексея Сахарова.

Работа в картине «Неотправленное письмо» на восемь месяцев забрала Василия Ливанова в тайгу. На съёмках лютого сорокаградусного мороза Михаил Калатозов потребовал, чтобы исполнители занялись озвучанием ролей прямо на месте, дабы атмосфера фильма вкупе с акустической составляющей выглядели максимально достоверными. Вследствие проделанных на морозе криков, предусмотренных по роли, молодой актёр, обладавший на тот момент, как он сам любит вспоминать, усреднённым баритончиком, сорвал голос, что было для него нешуточным стрессом. Под угрозой оказалась вся его дальнейшая актёрская судьба. По совету товарищей Ливанов две недели вообще не разговаривал, а когда возобновил свою устную речь, произошло рождение того самого фирменного ливановского голоса с хрипотцой, которым он говорит и сегодня и который довольно трудно спутать с каким-либо другим голосовым тембром.

Фильм «Слепой музыкант», являющийся экранизацией одноимённой повести Владимира Короленко, примечателен тем, что это единственное кинопроизведение, где Василию Ливанову посчастливилось сойтись в дуэте со своим великим отцом. Взаимоотношения их персонажей — отставного военного-дворянина и его незрячего племянника-музыканта — оригинальная своеобразная проекция на большом экране взаимоотношений Бориса Ливанова с сыном в реальной жизни. Для начинавшего актёрский путь в ту пору Василия отец был авторитетнейшим судьёй, живым мерилом его творческих поисков и результатов. Отцовского же признания и благословения на дальнейшее творческое плавание молодой артист удостоился после роли Саши Зеленина в молодёжной ленте «Коллеги», снятой по одноимённой повести Василия Аксёнова. Эта лирическая киноповесть, побив принадлежавший до того момента «Чапаеву» (1934) братьев Васильевых зрительский рекорд, стала для Василия Ливанова первым настоящим звёздным часом: многие молодые современники, поверив его интеллигентному, обаятельному и бескомпромиссному герою-врачу, основательно решили связать свою жизнь с медициной и выбрали профессию врача.

Отдельный красочный и богатый мир в многогранном творчестве Василия Ливанова — его работа в советской мультипликации в качестве режиссёра, сценариста и актёра дубляжа. Его дипломной работой на Высших режиссёрских курсах был рисованный мультипликационный фильм «Самый, самый, самый, самый» (1966). Во всех авторских мультпроектах, в том числе в дилогии «Бременских музыкантов» (1969, 1973), Ливанов обязательно работал с композитором Геннадием Гладковым, с которым они дружат со школьной скамьи. Дружба — тема в жизни и творчестве Василия Борисовича, заслуживающая отдельного разговора. Вдохновлённый обнаруженным в сонетах Шекспира тезисом о том, что дружба выше любви, артист десятилетия думал, почему же, и догадался: любовь может быть односторонней, в то время как дружба всегда основывается на абсолютном взаимном доверии. Такого обоюдного доверия Василий Ливанов достиг и в дуэте с Виталием Соломиным: их партнёрство в телефильмах о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне переросло в крепкую дружбу, продлившуюся вплоть до ухода Виталия Мефодьевича в 2002 году.

Стоит отметить в актёрской фильмографии Василия Ливанова и весьма колоритного Николая I в исторической драме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» (1975). Актёр по замыслу авторов фильма показал на экране императора, входящего на царский престол, не напыщенным болваном, как это было традиционно в советской кинематографии прежде, а умным, волевым, осознающим себя предаваемым людьми, которых знал с детства. После этой роли, ещё предшествовавшей рождению на экране всемирно любимого сыщика, поклонники Ливанова начали интересоваться его подробным родовым происхождением, обнаруживая в его органике черты редкой дворянской породы. Артист не скрывает, что происходит из казаков, а также из викингов: дальним предком Ливанова по материнской линии был воин-викинг Филипп Правдивый, чьи потомки перекочевали в Польшу.

В прошлом году на 41-м Московском Международном Кинофестивале состоялась премьера игрового фильма «Медный всадник России» (2019) — рассказ о создании одной из главных символических достопримечательностей России, где центральной действующей фигурой представлен автор памятника — скульптор Этьен-Морис Фальконе. Василий Ливанов, будучи одержимым просвещенческой идеей своего нового фильма, выступил в этом проекте как режиссёр, сценарист и продюсер.

Многая лета Вам, дорогой Василий Борисович!