Это рецензия является частью рубрики «Кинобаттл». Вторую рецензию на фильм «Однажды в... Голливуде» вы можете прочитать здесь.
За что мы любим фильмы Квентина Тарантино? За выдержанный визуальный стиль, изобретательные и остроумные диалоги, нетривиальные сюжеты, безукоризненный саундтрек, женские ступни или литры крови в экшен-сценах? Ведь всего вышеперечисленного хватает в его фильмах с лихвой. Но секрет магического магнетизма его картин кроется в другом: через призму своих произведений автор передаёт нам свою любовь к кинематографу. Ведь если мы выстроим элементы «тарантиновского» кино как, например, пирамиду Маслоу, то условные «литры крови» из его фильмов окажутся на самой нижней ступени, доступной самым неискушённым зрителям. Более глубокие слои понимания творчества автора доступны лишь тем, кто более-менее разбирается в кинематографе. Именно поэтому фильмы Квентина Тарантино – это фильмы, снятые настоящим фанатом кино для таких же фанатов.
В центре сюжета фильма «Однажды в... Голливуде» (2019) — теряющая популярность звезда телевизионных вестернов Рик Далтон (Леонардо ДиКаприо) и его верный дублёр Клифф Бут (Брэд Питт), которые пытаются вдохнуть в свои карьеры свежести. Всё это происходит на фоне изнанки съёмочных процессов, светской жизни голливудской киноэлиты и Лос-Анджелеса конца 1960-х с его роскошными автомобилями, босоногими хиппи и яркими киноафишами, полностью погружающими зрителя в атмосферу той эпохи. Именно на этой атмосфере и выстроено продуманное до мелочей визуальное повествование фильма. Здесь же можно проследить три основных сюжетных элемента всей картины, в центре каждого из которых фигурирует один из главных героев. Персонаж Брэда Питта, что колесит по солнечному городу на автомобиле своего босса; Марго Робби в образе киноактрисы Шэрон Тейт, которая становится центром рассказа про «сладкую жизнь» Голливуда, а также непосредственно герой Леонардо ДиКаприо, отправляющий нас на экскурсию за кулисы студийных павильонов.
Особый акцент в картине сделан на том, чем жила киноиндустрия в годы зарождения легендарной эпохи «Нового Голливуда», когда вчерашним звёздам вестернов вроде Рика Далтона приходилось идти на многое, чтобы не оказаться на обочине жизни. Тут и приходит понимание того, почему «Однажды в... Голливуде» можно назвать квинтэссенцией всего, что использовал Тарантино в своих более ранних фильмах. Здесь автор практически напрямую демонстрирует и цитирует нам источники своего вдохновения: если раньше они были спрятаны в визуальных образах и были не настолько очевидны для рядового зрителя, то сейчас дух фильмов того времени показан через практически прямой, но вольный пересказ этих фильмов. И именно здесь приходит понимание того, какой именно квест для зрителя подготовил автор.
Как уже было сказано ранее, основной особенностью фильмов Квентина Тарантино можно назвать повествование, которое имеет несколько уровней. И если первый уровень имеет исключительно развлекательный посыл (вроде крутых экшен-сцен и интересной истории), то более высокие уровни уже имеют посыл познавательный. Но чтобы их открыть, необходимо обладать как минимум знаниями, но в первую очередь – быть заинтересованным в изучении кинематографа. Именно так работает «Однажды в... Голливуде»: человеку, который слабо знает историю мирового и голливудского кино, фильм покажется скучным и затянутым. Но тем, кто хотя бы в курсе, почему в названии жанра «спагетти-вестерн» фигурирует название итальянского блюда, фильм доставит в разы больше удовольствия. И именно поэтому ваше впечатление от просмотра будет ответом на вопрос от Квентина Тарантино, заданный этим фильмом: «Любите ли вы Кино так же сильно, как люблю его я?».