Французская анимационная картина «Ласточки Кабула» (2019), выполненная в акварельной технике, взяла старт на прошлогоднем Каннском кинофестивале. Фильм был представлен в секции «Особый взгляд» вместе с российскими картинами «Дылда» (2019) Кантемира Балагова и «Однажды в Трубчевске» (2019) Ларисы Садиловой. В основу фильма был положен одноимённый роман алжирского писателя Мухамеда Мулесхула, публикующегося под женским псевдонимом Ясмина Хадра.
Действие картины происходит в 1998 году во время гражданской войны в Афганистане (1996 — 2001), когда религиозные и социальные порядки в столице определяло радикальное исламское движение «Талибан». Жители города под страхом казни вынуждены приспосабливаться к новому режиму. В картине сразу четыре главных героя, глазами которых мы видим происходящие в обществе перемены. Мохсен (Сванн Арло) — молодой человек, который ранее работал преподавателем истории. В нынешних реалиях, когда университеты подвергаются бомбардировкам, а историю намеренно искажают, Мохсен не может пойти против собственной совести, поэтому продолжать работать он не может. Его жена Зунайра (Зита Анро) — свободолюбивая художница, которая мечтает о, казалось бы, простых вещах, которые теперь находятся под запретом: не носить чадру, иметь возможность громко слушать музыку, держаться с мужем за руки на людях, ходить вместе в любимый книжный магазин. В связи с этим в картине есть один любопытный приём: съёмка окружающей действительности через закрывающую лицо сетку паранджи, транслирующая подобным образом взгляд спрятавшейся за ней женщины. Взгляд ограниченный, скованный, притупляющий ощущения. По другую сторону баррикад находится Атик (Симон Абкарян) — тюремный надзиратель, который сторожит «опасных» для общества заключённых. Атик женат на Муссарат (Хиам Аббасс) — женщине, находящейся по причине болезни на пороге смерти. События фильма будут развиваться по принципу «эффекта бабочки»: одно случайное происшествие повлечёт за собой цепочку необратимых изменений, которые приведут повествование к трагическому финалу.
Просмотр картины неизбежно воскресит в памяти другую французскую анимацию на схожую тему — «Персиполис» (2007). В этом фильме глазами девочки Маржан мы наблюдали становление исламской республики в Тегеране в 1978 году. Маржан, как и Зунайра, больше всего дорожила своей свободой, которую у неё отбирали по крупицам. Свобода — лейтмотив обоих произведений. Это то, что делает человека человеком вместе с любовью, способной растопить самоё чёрствое сердце, как это однажды произошло с сердцем Атика после встречи с Зунайрой. Символом свободы и надежды в фильме выступают ласточки. Не случайно убитая в начале картины птица станет предвестником катастрофических происшествий.
Режиссёры фильма Забу Брайтман (лауреат премии «Сезар» 2003 года) и Элеа Гобе-Мевеллек хотят донести мысль, проговорённую ранее бессчётное количество раз и на экране, и в литературе о том, что война — деструктивное зло, забирающее не только жизни, но и смысл существования. Особенно ужасна война гражданская, когда люди искренне не понимают, с каким врагом они имеют дело. Слабые надежды взрослых на улучшение связаны только с детьми, которые обязаны их спасти в будущем. Но стоит ли на это рассчитывать, если рука малыша уже подняла с земли камень, чтобы вершить «правосудие» наравне со взрослыми?
Большой фестиваль мультфильмов проходит онлайн с 3 по 12 июля 2020 года. Фильм «Ласточки Кабула» доступен 5, 6 и 12 июля здесь.