Что общего у вторжения пришельцев и зомби-апокалипсиса? Верно, это чертовски популярные темы у массового кинематографа. Этими сюжетами зрителя развлекают без малого полвека (а то и больше), но порой у авторов просто-напросто заканчиваются идеи, и на свет выходят весьма посредственные фильмы, о существовании которых забываешь на следующий же день. И если с живыми мертвецами всё более-менее понятно, то со злобно настроенными инопланетянами всё несколько сложнее.

Каких только фильмов и жанров по этой теме ни создано — страшных, весёлых, скучных, безумных, философских, даже дико трэшовых. Только время идёт, а демонстрация одной и той же темы в одном и том же ключе надоест любому. Именно поэтому направленность фантастики о пришельцах начала заметно меняться, что было вызвано определёнными жанровыми экспериментами. Возьмём несколько особо запоминающихся примеров: «Война миров» Стивена Спилберга (2005), внёсшая осязаемую остросюжетность путём показа выживания; социально-направленный «Район №9» Нила Бломкампа (2009), совершивший революцию в жанре фантастики; «Грань будущего» Дага Лаймана (2014), смешавшая пришельцев и «День сурка» (1993) в зубодробительный коктейль из экшена и отличного сюжета; меланхоличное и вдумчивое «Прибытие» (2016) Дени Вильнёва, переосмыслившее пути общения с внеземными цивилизациями; а также «Тихое место» (2018) Джона Красински, поставившее под основу переработанные хоррор-механики. Конечно, иногда выходят довольно странные вещи вроде «Викингов против пришельцев» (2008) или «Ковбоев против пришельцев» (2011), авторы которых неправильно поняли слово «жанровые эксперименты».

И вот выходит «Битва за Землю» (2019) Руперта Уайатта. Фильм обещает рассказать нам непростую историю сопротивления пришельцам на уже захваченной планете. И обещание сдерживает. Первыми кадрами нам демонстрируют непосредственно момент «захвата», но не планеты, а именно власти на ней. Никакой экспозиции нам практически не дают. Зато потом тему расширяют, и тут становится интереснее: основной акцент в фильме действительно сдвинут на борьбу с системой. Система тут изображается в виде «законодателей» — пришельцев, захвативших все крупные города на планете, а также людей, работающих на них. В центре внимания, разумеется, оппозиция: нам показывают, как непросто живёт подполье, чем приходится жертвовать ради того, чтобы «зажечь огонь сопротивления». Попутно фильм переключается на тех персонажей, что перешли под контроль захватчиков и выслеживают недовольных в перерыве от насаждения тоталитаризма.

И ведь если смотреть фильм именно со стороны изучения партизанского движения, то он не так плох. Проблемы тут кроются в мелочах: сначала нам рассказывают трогательную историю двух братьев, один из которых стал лидером сопротивления, затем тщательную подготовку спецоперации подполья в духе «друзей Оушена», а после снова возвращают к давно забытой лирической сюжетной линии. К тому моменту начинаешь напрягаться, пытаясь вспомнить, что произошло с главным героем полчаса назад.

Сценарий фильма режиссёр Руперт Уайатт писал совместно со своей супругой Эрикой Бини. И, судя по компоновке фильма, сценарий они писали по очереди, возможно, даже во время съёмок: слишком уж несвязной вышла рассказываемая история. Похвастаться мощным актёрским составом фильм также не может: Джон Гудман здесь отыгрывает довольно убедительный покерфейс, а Вера Фармига появляется лишь дважды за фильм, чтобы произнести две реплики. Остальных запомнить ещё сложнее, так как в основном персонажи играют роль пушечного мяса для сюжета.

Тем не менее, назвать фильм плохим точно нельзя. За что его действительно стоит похвалить, так это за великолепный саунд-дизайн. Именно эта часть фильма удалась на славу и выполняет практически все остальные функции. Композиции саундтрека подобраны настолько грамотно и так хорошо нагнетают обстановку, что ты не веришь глазам, но веришь ушам.

В остальном же фильм не смог перевернуть жанр, так как его попытка замешать пришельцев и антиутопию вышла не самой удачной. Ну а нам остаётся ждать того момента, когда очередной эксперимент с данной темой перевернёт наше восприятие жанра, и никогда не терять способности удивляться, ведь удивить нас пытаются слишком часто и слишком лениво.