История, созданная по одноимённому роману Ребекки Динерштейн, берёт начало на Манхэттене, где проживает еврейская семья Фрэнсис (Дженни Слейт), находящаяся на сломе привычной жизни. Родители Фрэнсис объявляют о разводе после нескольких десятилетий брака, а сама девушка расстаётся с бойфрендом (Крис Карфиззи). На бытовые истории накладываются вечные вопросы собственной нереализованности, выбора между творчеством с туманными перспективами и стабильной жизнью пятидневщика. Не желая разбираться на месте, Фрэнсис решается на самый действенный метод: сбежать на новую землю из тесного Нью-Йорка. Ей предлагают устроиться на работу подмастерьем к известному норвежскому художнику (Юстус фон Донаньи), проживающему на Лофотенских островах.
Первоначальный оффер вызывает вопросы: это «помочь разукрасить сарай». Но на деле художник мечтает попасть на карту объектов современного искусства Северной Норвегии и получить одобрение специальной комиссии: это работа всей его жизни. Оказавшись в стране фьордов, Фрэнсис обнаруживает, что край богат на случаи эскапизма и побега от собственной реальности. В это же время в Норвегии оказывается и Яша (Алекс Шарп), приехавший хоронить своего отца по обрядам викингов; именно его мать играет Джиллиан Андерсен, которая выглядит так хорошо, как будто совсем не постарела за прошедшие годы.
В череде интерьеров «Солнца в ночи» (2019), внутри которых вырастают, как грибы, произведения искусства, бродит призрак фильмов Марка Уэбба, в частности — «500 дней лета» (2009). Это и предельная лаконичность, и спокойствие повествования, вместо фотографий — флешбэки, обрывистые фрагменты жизни и картины художников-абстракционистов, которые умеют нащупать неловкость судеб и превратить её в красоту. Проблема некоммуникабельности здесь решается послушанием и, следовательно, обращением к ближнему.
Одиночество на берегу океана всё ещё работает и заставляет вытравить из человека его ничтожное «я». Отсюда следует и желание созидать и прислушиваться к чужим мыслям. На свежем воздухе потоки сознания не набивают голову демонами, словно подушку, а превращаются в свежую скатерть, которую расстилает свежий экспириенс. В результате классическая история о взаимоотношениях учителя и ученицы трансформируется в наглядное пособие о том, как правильно раствориться в смене обстановки. Конфликты между художниками укореняют героиню в её мыслях, что выбор профессии движется по правильной парадигме. От депрессии и тоски спасают и блинчики, и купание в холодном заливе, и реконструкторы из соседнего парка-музея, каждый из которых пытается по-своему «обнулиться».
В общем, Норвегия — это «белый вигвам», куда люди попадают, чтобы выйти на одну закатную плоскость, а затем пережить бирюзовый рассвет. Только здесь не «Норвежский лес», а скалы. Главное — не пытаться включать голову, а разбираться исключительно эмпирически. С некоторой стороны это и есть пахота художника — воспроизводить свой собственный мир, сопротивляясь материальному шовинизму: труд будет потом, а изначально важен контекст.
«Солнце в ночи» мог бы стать таким же запоминающимся опытом, как «500 дней лета», только и меняй Belle and Sebastian на Savoy да вставляй больше флешбэков. Авторы сделали упор на корреляцию с искусством, для которой катастрофически не хватает патетичности. Нам предлагается сравнивать кинематографические портреты людей и их чувства с картинами, ненадолго приоткрывая двери галереи. При этом сам мир живописи представлен на уровне восприятия скучающей жены богатого человека. Не хватает фильму объёмности: здесь симпатично многое — и интересная главная героиня в исполнении комика Дженни Слейт, и не изменяющий себе Зак Галифианакис, который играет реконструктора, и интерьер аутентичной мастерской, и даже русский след. Но почему же от действия просыпается сноб, который обзовёт происходящее чрезмерно «хипстерским», хотя даже инфантилизма тут нет?
Вопрос стоит адресовать постановщику, немцу Давиду Внендту: он пропитал материал, который априори должен быть глубоким и осмысленным, той самой городской хтонью и технократическим высокомерием мегаполиса, который не любят внимательно слушать. И несмотря на весь свежий воздух северной Норвегии, где не заходит солнце, зритель — будто впервые приехавший турист, который не может наконец-то поднять голову вверх и вдохнуть полной грудью. Мы словно торопимся вернуться назад, хотя перед нами ингредиенты для уникального блюда из ресторана звезды «Мишлен».
Но в чём хипстерам всё же нельзя отказать — так это во врождённом чувстве вкуса, которое доминирует в одежде, дизайне столовой и даже самой идее жёлтого сарая. Несмотря на отсутствие погружения в мистический и духовный потенциал Заполярья, внимание к деталям способно удовлетворить каждого, кто хочет накрыться пледом, выпить смородинового сока, включить на полную свой цифровой камин и просто поразмышлять о новой квартире в стиле «сканди» с живописной историей на подхвате.
Фильм «Солнце в ночи» доступен в онлайн-кинотеатрах с 17 июля.