Между членами семьи N нет согласия: каждый день для них — всплеск агрессии, передающейся от одного к другому как по нейронной цепочке, и лишь находясь вне стен квартиры и желательно как можно дальше от родственников, герои чувствуют себя легче. Так продолжается изо дня в день, но продолжаться бесконечно не может.
Повествование первой полнометражной работы актрисы и режиссёра Ксении Зуевой разворачивается практически линейно, за исключением начала и конца, показывающих события из середины фильма. К анализу финала мы ещё вернёмся, а пока обратимся к основному повествованию. Фильм «Близкие» (2017) напоминает процесс документальной фиксации, где нет репетиций, художественной съёмки, монтажа и прочих необходимых атрибутов. От восприятия этого эффекта документальности становится немного не по себе, так как события выглядят убедительно реальными. Успокаиваешь себя только мыслью о том, что для большей выразительности некоторые моменты могли быть преувеличены. Однако в том, что в фильм вошло многое из реальной жизни, сомневаться не стоит. Сама Ксения рассуждает о содержании в картине достаточно большого автобиографического момента, а также рассказывает, что в принципе старается брать героев из своей собственной жизни и мира, окружающего её. Но даже и без авторского комментария реальность и личность момента в фильме становятся зрителю ясны — это указанное в конце фильма посвящение «маме».
Документальная форма выражается во всех аспектах номинально художественного фильма. Естественность и реалистичность проявляются буквально во всём, в каждой мелочи, в каждой детали. Подача характеров всех героев и их взаимоотношения передаются через тонкие нюансы, выраженные сквозь определённые привычки, манеры, поступки, детали гардероба и интерьера, обрывки разговоров. Постепенно складывая все эти характеристики, зритель вырисовывает в своём сознании целостный и индивидуальный образ персонажа. И опять же: подача эта настолько естественна, что веришь, что те или иные отношения складывались годами, которые семья проживает вместе.
Следит за героями периодически трясущаяся камера наблюдателя-документалиста (оператор-постановщик — Михаил Вихров). Но только ли для документальной формы стоило снять камеру со стабилизатора? Периодическая тряска визуально передаёт ту нестабильность и шаткость, которые царят в семье, эту дрожащую атмосферу, наполненную злобой. Сопровождает события фильма протяжное и нервное соло электрогитары (композитор — Мария Жуланова), ещё больше нагнетающее безысходность текущего положения.
Единственный момент, нарушающий основное документальное повествование — концовка. Кто-то может расценивать её как флешбэк, но тут кажется более уместным сказать именно о метафоре. Метафора перехода в другой мир, метафора подведения черты и итогов, подобно красному поезду, уходящему прочь из кадра в конце фильма. Метафора момента, когда чаша негатива переполнилась и необходимо остановиться, чтобы не расплескать её содержимое.
Ещё один аспект, очень важный для фильма, заключается в том, что данная картина — полноценный авторский фильм. Ксения Зуева выступила не только в качестве сценариста и режиссёра, она также взяла на себя роли художника-постановщика и художника по костюмам, проводила кастинг. Совместив всё воедино, она смогла создать необходимую для фильма органику, облачив сценарий в правильную для реализации идеи оболочку.
«Близкие» — очень личное и в то же время глобальное кино о насущных проблемах современного общества. Может быть, этот фильм будет тяжело смотреть широкому зрителю, ибо его с головой окунут в концентрированную враждебность, что не всегда может быть приятно. Тем не менее этот фильм стоит посмотреть хотя бы потому, что он вскрывает абсцессы и заживляет те раны, которые мы сами, порой не имя возможности увидеть со стороны, залечить не можем.