Фильм «Видок: Охотник на призраков» / «Император Парижа» (2018) Жана-Франсуа Рише рассказывает полумифическую историю реально существовавшей персоны. Эжен Видок (Венсан Кассель) — бывший преступник высшего класса, волею судеб поступивший на службу французской полиции. В фильме нас ждёт история в духе сериала «Белый воротничок» (2009 — 2014), ибо чтобы понять логику преступника, нужно самому быть преступником. Успешная статистика раскрываемости и выполнение ежеквартального плана приведут к тому, что Видок возглавит Главное управление национальной безопасности, а позднее, уйдя на покой, станет первым частным детективом в современном понимании этой профессии.

Прежде чем приступить к разбору самого фильма, не могу не вставить свою лепту негодования по поводу изменения оригинального названия фильма. Оригинальное название картины — «L'Empereur de Paris», то есть «Император Парижа». Именно так, но с уточнением «Видок: Император Парижа» фильм был представлен в программе 41 Московского Международного кинофестиваля (сам фильм и открывал фестиваль). Ближе к дате прокатного релиза название, тем не менее, сменилось на «Видок: Охотник на призраков». Почему? Никаких призраков Видок в фильме не ловит, ибо он не охотник за приведениями и даже не Джон Константин эпохи Первой империи. Вероятно, что локализаторы имели в виду призраков преступного прошлого героя, но коннотация по-прежнему остаётся неочевидной и непонятной, что сильно портит впечатление от фильма.  

«Император Парижа» — достаточно классический представитель приключенческих кинолент на историческую тему. Перечислю только главные моменты, ибо если я начну отмечать все признаки, то «список кораблей никто не прочтёт до середины». Во-первых, время и место действия. На дворе начало XIX века, эпоха Первой империи, Наполеон Бонапарт утвердил себя в качестве императора и не собирается останавливаться на достигнутом. Во-вторых, главный герой повествования — достоверно существующее лицо, действующее в преддверии важных исторических событий. В-третьих, преемственность французских приключенческих фильмов 50-х — 60-х годов с Жаном Маре в главной роли — таких как «Горбун» (1959) и «Парижские тайны» (1962).  

Следуя современной тенденции исторического кинематографа к представлению мифологических и исторических событий максимально достоверным образом, фильм рисует зрителю более реалистичную картину парижских трущоб с их беспредельной преступностью, грязью и всеми вытекающими. Сюжет развивается достаточно динамично, грамотно чередуя экшен, представленный кровавым мордобоем и погонями, снятыми трясущейся камерой, со спокойными или лирическими сценами. Зрителю не удастся отвлечься или заскучать — фабула достаточно серьёзно наполнена неожиданными поворотами. 

Тем не менее, бремя типичного зрительского кинематографа влечёт за собой ряд испытанных временем клише. Не избежал их и «Император Парижа». Например, классический эпизод со сбором дрим-тим — грозы преступного мира с Видоком во главе. Вспомните «Семь самураев» (1954) или «Великолепную семёрку» (1960) — здесь будет то же самое, только на пятерых: профессиональный преступник-рецидивист, щипач (жарг. вор-карманник) (Жером Пули), проститутка и по совместительству любовный интерес главного героя (Фрейя Мавор), а также семья солдат-монархистов (Джеймс Тьерре и Немо Шиффман), лишённая фамильных земель. Далее идёт не менее распространённый приём репрезентации успехов «отряда отверженных» — последовательный монтаж из эпизодов успешной ловли бандитов всех мастей. 

Но фильм — не фильм без главного героя. Как уже было сказано выше, режиссёр выбрал наиболее реалистичную трактовку истории Эжена Видока и представил его таким, каким он мог бы быть на самом деле. Стоит отметить, так сказать, «унизительную» экспозицию протагониста в самом начале фильма. Перед зрителем предстаёт не идеальный «великий комбинатор», а преступник, отбывающий срок на каторге, которого избивают как охранники, так и сокамерники. И это тот самый Видок, говорят нам! Но в тихом омуте сами знаете, кто водятся, и тот самый в итоге проявляет себя по полной, организовывая побег с галеры. Нельзя не сказать и о точном попадании в роль Венсана Касселя — фактура внешности и харизма актёра вносят очень большой вклад в создание образа. 

Где белое, как говорится, там и чёрное: так и протагонист не может существовать без антагониста. Эжену Видоку противостоит его бывший напарник по побегу с каторги, Натаниэль де Венгер (Аугуст Диль). В этом противостоянии находит отголосок классический детективный конфликт между героем-блюстителем закона и его соперником, «Наполеоном преступного мира». Сначала в ход идёт предложение к сотрудничеству, но герой теперь слишком честен для этого; далее — интеллектуальные дуэли, манипуляции дорогими сердцу людьми; в финале же — схватка в лучших традициях противоборства у Рейхенбахского водопада. 

Помимо этих важных основополагающих составляющих, уже означенных выше, отмечу также ряд приятных вещей, необходимых как для качественного фильма в целом, так и для исторического жанра в частности. Для начала — очень грамотное сюжетное решение с введением в курс дела, эпоху и время через детали, запускающие опознавательный процесс и ассоциативное мышление зрителя. Правда, нужно сказать, что фильм предваряется поясняющим титром и обозначением года. Тем не менее, панорама Парижа со строящейся Триумфальной аркой на площади Звезды, рассказы ветеранов в кабаке о битве при Эйлау, etc. — это маленькие ключи к эпохе. Затем — интересная подача исторической личности в лице Наполеона Бонапарта. Видок случайно пересекается с великим корсиканцем почти в самом конце фильма. Зритель не сразу видит императора — в кадре мелькают детали, характерные для Наполеона (уголок серого мундира, двууголка), узнаваемый ракурс со спины и только впоследствии, мельком, уже привычный «нормальный» ракурс. Наконец, художественно-постановочная часть: декорации и костюмы выполнены максимально качественно, реалистично и продуманы до мельчайших деталей.

Что мы имеем в сухом остатке? Увлекательную биографическую (насколько можно позволить себе вставить это слово) историю о становлении легендарной персоны сыска, грозы преступного мира. Все составляющие картины радуют своим высоким уровнем, интересными находками и уместностью (да-да, даже при наличии клише). Хотелось бы, чтобы эта история продолжилась, хотя домокловым мечом висит проклятие сиквелов. Но попытка не пытка, тем более, что и сам Жан-Франсуа Рише признавался, что хотел бы продолжить работать над рассказом об Эжене Видоке. Так что если вы соскучились по хорошему историческому кино — добро пожаловать! 

Изображения: IMDb