«Аффект» (англ. "Surge") — полнометражная дебютная картина британского режиссёра Энейла Кария. «Аффект» (2020) — фильм для тех, кто ценит здоровый баланс между всеми компонентами. Здесь действительно присутствуют приличный сюжет, который не обременён излишней словесностью и подпитывается визуальными средствами кинематографа, ёмкий хронометраж, позволяющий насладиться происходящим без побочных эффектов для наших хрупких организмов, выдающаяся (не будем бояться этого пафосного слова, потому что правда) актёрская игра Бена Уишоу (премия «Сандэнс» за эту роль) и нераздражающий, так как по делу, саундтрек. Что же такого все эти годы лелеял набирающий обороты автор? 

Во-первых, отметим, что Бен Уишоу, Энейл Кария и продюсер Скотт О'Донелл уже встречались на съёмочной площадке в фильме "Beat" (2013). Если грубо, то можно обозначить, что "Beat" — это квинтэссенция «Аффекта», его короткометражная версия, так как у обоих произведений однозначно общая концепция, которая за шесть лет только набрала силу, стала более филигранной и привлекательной для своего потенциального зрителя. Поговорим немного о сюжете.

Главный герой Джозеф — работник службы безопасности аэропорта, контактирующий (больше тактильно, чем вербально, в силу специфики профессии) с проблемными пассажирами. Работа Джозефа — ежедневная засасывающая в своё болото рутина, сопровождающаяся не меньшим стрессом (ну как у всех). Будучи прилежным работником, Джозеф и в повседневной жизни не причиняет никому дискомфорта. Он стесняется коллег, не решается высказать законные претензии злоупотребляющему терпением соседу и вечно недовольным родителям. Мы можем только предполагать, сколько лет Джозеф ведёт такой образ жизни, прежде чем случается заветная точка невозврата. Снежный ком годами подавляемых эмоций и желаний (здравствуйте, Фрейд) обрушивается на Джозефа чуть ли в одну секунду. Из тихони герой превращается в развязного жителя мегаполиса с неуёмной энергией, которая желает всё сокрушить на своём пути. Фильм действительно не зря сравнивают с недавним «Джокером» (2019), так как корень проблем несчастья маленьких людей оба автора видят похожим образом, хоть и на очень разном материале. 

«Аффект» нарастает с катастрофической скоростью, не позволяющей поразмыслить над причиной и следствием. Зритель находится в тревожном томительном ожидании разрушения очередного, казавшегося ранее незыблемым, табу. Если герой сразу делает свой выбор в пользу хаоса, то зритель в эти же минуты раскачивается на эмоциональных качелях, пытаясь осознать происходящее и занять чью-нибудь сторону. Безусловно, добрая половина из нас увидит в Джозефе своё отражение и задумается о своём пределе терпения. Однако вряд ли режиссёр преследовал какие-либо морализаторские задачи. Его интересует природа этой стихийной свободы, так многими желаемой, но недостижимой из-за существующей системы сдержек и ограничений. Тем ценнее, что снимают такого рода картины, которые пугают и завораживают одновременно, давая выход отрицательным накопленным эмоциям, но при этом не нарушая нормы административного и уголовного кодексов. Рекомендуем не пропустить этот фильм, который выглядит свежим пятном на фоне привычно выпускаемых летом блокбастеров (которые нам, кстати,  тоже весьма симпатичны).


18+ «Аффект» (2020): в прокате с 17 июня.