Продолжаем начатое Юлей Исаевой интересной и содержательной рецензией на фильм «Друзья на свою голову» (2020) знакомство с французскими кинокартинами, показанными на Московском международном кинофестивале и готовящимися к выходу в российский прокат. Перейдём от грустной комедии об испытаниях дружбы к социальной драме на тему одного дня, изменившего жизнь трёх копов.
Сюжетная конструкция фильма Анн Фонтен «Ночной конвой» (2020), содержащего в себе элементы триллера, сводит параллельно протекающие линии трёх главных героев — полицейских сослуживцев — в единую событийную плоскость: конвоирование заключённого мигранта (Пейман Моаади), находящегося во Франции в политическом убежище и ни бельмеса не владеющего французским языком, в аэропорт с целью отправления его на родину. Выполнению этого задания — переворотного в судьбах персонажей, как заявляют авторы ленты в синопсисе, — предшествует поочерёдное представление публике полицаев, сделанное в духе фильмов Квентина Тарантино (правда, не так зрелищно в силу иной жанровой специфики). Виржини (Виржини Эфира) — женщина-полицейский, замужем, имеет маленького сына и состоит в тайной интимной связи с тёмнокожим коллегой Аристидом (Омар Си). Более того, она беременна от напарника и намеревается прервать беременность, о чём говорит ему в начале фильма. Эрик (Грегори Гадебуа) — полицейский, начальствующий в троице конвоиров, женат, бездетен, семейной жизнью не удовлетворён, вследствие чего вспыльчив и дома, и на службе. Аристид — холостой полицейский, любовник Виржини, дамский кокетник, иной раз производит впечатление весьма халатного стража закона.
Репрезентация трио полисменов имеет повторяющиеся фрагменты, воспроизводимые глазами каждого из них. Вероятно, это подчёркивает то, что напарники находятся в сложных взаимоотношениях, объясняющих дальнейшие противоречия при выполнении задания. В продолжение фильма также нам попадётся парочка флешбэков, раскрывающих знакомство и сближение Виржини и Аристида. Ну а главный конфликт совести конвоиров с их должностным положением завязывается при сопровождении мигранта, когда Виржини, не имея на то приказа и полномочий, заглядывает в сопроводительные документы арестанта и понимает, что по возвращении на родину его ждёт неминуемая гибель. С этого момента и начинается интрига, не оставляющая героям-полицейским возможности отступать и требующая от них недюжинной выдержки, смекалки и непоколебимой веры в благополучный исход.
Примечательно, что название нового фильма Анн Фонтен на языке оригинала — слово “Police”, написанное наоборот: “Ecilop” (вот, оказывается, откуда возник эцилоп в «Кин-дза-дзе», 1986). Эта особенность, вероятно, выражает показанные ещё в преамбуле сомнения героев в правильности выбора своей профессии. Сложности при просмотре могут возникнуть не столько в плане понимания драматургии, оставляющей некоторые стороны биографии и характеров персонажей за рамками истории, сколько в отношении замедленного действия ленты. Видны и попытки наделить нарратив комичными вставками, например, в обмене Эрика и заключённого монологами на непонятном друг для друга языке. Такой приём позабавит публику, которая может немного заскучать от неспешного темпа кинопроизведения.
«Ночной конвой» — картина не столь динамичная и остросюжетная, как этого можно было ожидать, но пригодная для любителей кино о полиции и фильмов с участием Омара Си. Продолжение нашего разговора о французском кинематографе в рамках 42-го ММКФ следует…
«Ночной конвой» (2020): в прокате с 29 октября.