«Счастливчик Пер» (2018)

Режиссёр: Билле Аугуст, в главных ролях: Эсбен Смед Енсен, Катрин Розенталь, Беньямин Киттер, Джули Кристиансен, Томми Кентер, Тамми Ост.

Хэдлайнер фестиваля, представлять который приехал лично маэстро. Сценарий был написан Билле Аугустом совместно с его сыном Андерсом по роману Хенрика Понтоппидана, лауреата Нобелевской премии по литературе. Талантливый инженер Пер (Эсбен Смед Енсен) покидает свой дом и отчаянно пытается найти себе место в Копенгагене. Молодой человек крайне амбициозен и сразу пытается продать затратный проект использования природных ресурсов для получения энергии. Но Пер — неизбежный нигилист и гордец, причина чему — строгое воспитание отца-священника, которого тот ненавидел всю жизнь и воспитанию которого отчаянно сопротивлялся. Пер в истеричном порыве хочет ментально отделиться от своего прошлого — он видит свою семью крайне скованной, зажатой, неуспешной и закомплексованной из-за своей религиозности. Скрытые за самоуверенностью призраки постепенно начинают пожирать Пера, он принимает необдуманные поступки, действует иррационально и открывает в себе юродивого, ведь из-за своих незакрытых гештальтов он мало чем отличается от фанатиков, расшибающих в молитве голову об стену. 

Экранизация романа развивает теорию об уязвимости человека, отказывающегося видеть разные стороны жизни, сосредоточенного на себе и поэтому болезненно принимающего удары судьбы. Талант невозможен без созидания и сотрудничества, иначе его постепенно перемалывает максимализм. Пер не замечает, что своим первоначальным успехам он обязан поддержке людей, которые поверили в его талант и были готовы инвестировать в его проекты, и это не одностороннее достижение Пера, а обоюдное действие. Когда Пера лишают этих опор, он мгновенно слабеет, ибо в первый раз сталкивается с вещами, которые находятся за гранью формата его личности. В итоге талант, растраченный на себя, а не желание помочь другим, начинает пожирать героя.

«Счастливчик Пер» — широкая панорама жизни разных слоев населения небольшого по европейским меркам Копенгагена. В первую очередь автор романа обличает последствия классового разделения. В картине присутствуют христианский кластер, в который входит семья Пера, в частности — старший брат (Йенс Альбинус); еврейская капиталистическая прослойка, в которой Пер встречает свою будущую невесту Якобу (Катрин Розенталь); а также сервис, беднота и государственные чиновники, каждый из которых обладает своим социальным кодом и харизмой. Христианству достается больше всего, его представители — наиболее обиженные, недовольные жизнью, нетерпимые слои населения, однако это преподносится сквозь характер Пера, который почти предвосхищает разумный эгоизм Айн Рэнд, в случае с Пером абсолютно нигилистский. Он сам не замечает, как несёт лишь бремя реваншизма за своей самоуверенностью. С точки зрения кинематографии странно было ожидать от Аугуста сюрпризов: «Счастливчик Пер» —дорогой исторический проект, где режиссёр играет на своем поле. Копенгаген конца XIX века изображен предельно детально, особое внимание уделено и задним дворам, курилкам, конторам, комнатам. Пейзажи болотной Ютландии завораживают и гипнотизируют, картина жизни раскрыта максимально подробно. А актёры типичного аугустовского стиля играют на максимальной ноте чувственности. 

«Мистериум. Журнал 64» (2018)

Режиссёр: Кристоффер Боэ, в главных ролях: Николай Ли Каас, Фарес Фарес, Джохэнн Луиз Шмидт, Эллиотт Кроссет Хов. 

За стеной старого копенгагенского дома случайно обнаруживают три мумифицированных трупа. Дело не без труда оказывается у переживающего не лучший период заносчивого детектива Карла Мьорка (Николай Ли Каас), чей коллега по цеху Ассад (Фарес Фарес) собирается перейти в отдел по борьбе с крупным мошенничеством, но не упускает возможности помочь не самому приятному типу Карлу в новом деле. История уводит детективов в заброшенный центр Скогё на острове в Эресуннском проливе, где до 1961 года содержались девушки «нестабильной социальной ответственности» в понимании властей: проститутки, озабоченные, нетрадиционной ориентации и склонные к инцесту.  

Детективам придется столкнуться с аксиомой вне времени: есть преступления и проступки, не имеющие срока давности и обретающие громкие отголоски в настоящем, особенно если в основе них — посягательство на человеческую природу. Сила «Журнала 64» — в эскалации событий, основанных на реальных фактах, которые сейчас могут показаться варварскими и невозможными в прогрессивной Дании, однако имели место всего полвека назад. Создатели не только бьют классическим «ничто не забыто», но и намекают, что тенденция бытового державного шовинизма склонна пробуждаться у приветливых жителей, втайне сочувствующих отнюдь не благодати толерантности.

История переплетается с флешбэками событий, произошедших в 1961 году и послуживших прелюдией к развязке, которые рассказывают о вещах, сравнимых с «евгеникой» в Швеции, официальной позицией государства по оздоровлению общества и расовой чистоте, которую пришлось потихоньку замять после поражения нацизма. Демонстрируя персонажей в разных периодах, авторы используют проверенную формулу «сжатия» времени, позволяя сравнивать характеры из разных эпох, анализируя, как дух времени меняет злодеев и жертв. А две параллельные линии сюжета наделены схожими настроениями: общество в разное время — та же тюрьма, которая чинит препятствия «внесистемникам», но, в отличие от прошлого, наш век уже богат на ресурсы, помогающие оставаться человеком и обличать несправедливость.

«Пока не наступили холода» (2018)

Режиссёр: Михаэль Ноер, в главных ролях: Йеспер Кристенсен, Клара Росагер, Магнус Креппер, Гита Нёрбю, Эллиот Кроссет Хов, Расмус Хаммерих. 

Старик Йенс (Йеспер Кристенсен) готов на всё ради своей дочери, сына и племянника. У Йенса большие, но не плодородные земли, и семья голодает. Как и полагается в XIX веке, способ поправить своё финансовое положение — заключить выгодный брак для дочери Сигне (Клара Росагер). Договорившись с семьёй ухажера Сигне Оле, которому дочь симпатизирует, но не выторговав желаемое обеспечение, Йенс переобувается в воздухе и делает предложение другому соседу, шведу Густаву (Магнус Креппер), который давно хотел купить у Йенса часть земель для своего поместья Нюхольм.

Красочная социальная зарисовка режиссёра Михаэля Ноера раскрывает панораму сельской жизни в Дании в середине XIX века. Мокрая болотистая местность и тяжёлая аскетичная жизнь крестьян предлагают поразмышлять над важным нравственным выбором, актуальным и сегодня. Что важнее для детей — собственное умиротворение в старости или счастье семьи? Что полезнее для личности? Есть скромная жизнь среди равных себе, разделение труда и доходов на общее благо, существование в коммуне с людьми, имеющими равный с тобой достаток и уровень. Эти люди не потянут вниз, не откроют новых дверей, но помогут держать себя в руках и иметь право слова, а также почву для развития. Но старик Йенс выбирает шаг выше своей породы и становится формально одним из управляющих имением Нюхольм. Привыкший к контролю своего хозяйства, Йенс начинает терять почву из-под ног, и решения принимаются без него даже в главном деле — содержании скота.

Жизнь утекает из рук героя, он становится беззащитным перед силой фатума. Отдавая себя в чужие руки, мы вступаем в конфликт с самим собой, и нужно постараться, чтобы материальные блага смогли его подавить. Единственный способ быть востребованным в более высоких кругах — стать уважаемым в своем деле настолько, чтобы люди не обращали внимание на происхождение. Картина детально демонстрирует, как необходимо иметь независимость для принятия важных решений. 

«По доброй воле» (2019)

Режиссёр: Фредерикке Аспек, в главных ролях: Якоб Ульрик Ломанн, Андерс Маттесен, Кристофер Лессо. 

Самый лёгкий и человечный фильм фестиваля, комедия со стройным сценарием, повествует о бизнесмене и мотиваторе Маркусе Фьонсе (Якоб Ульрик Ломанн), который отправляется в тюрьму на время расследования дела о неуплате налогов и крупном мошенничестве с акциями — преступлений, вызывающих в прозрачной и почти лишенной коррупции Дании особое общественное порицание.

Охранник сектора Маркуса Мортен (Андерс Бринк Мэдсен) оказывается давним поклонником Маркуса; он читал его мотивационный бестселлер, а также учился с ним в одной школе в маленьком городке. Всё это закручивается в социально-юмористическое попурри с неожиданной развязкой. Картина захватывает зрителя без прелюдии, ёмко погружая в сюжетный конфликт и перипетии с самого старта теории взаимоотношений медийной личности и поклонников, бизнес-мотиватора и скромно восхищающейся аудитории. Очень любопытно работают цвета: будто постепенно превращая мужчин в детей, пытающихся перебороть стеснение и неловкость при общении со сверстниками на детской площадке. А также визуализация всех подводных камней общения людей, стыдящихся своих тайн, — большой успешный шаг режиссёра Фредерикке Аспек.

Очевидный стёб над датским обществом таит в себе всеобъемлющая метафора тюрьмы — несмотря на поддержку каждой человеческой единицы в его индивидуальности, общество склонно уравнивать, а за демократической оболочкой скрывается свод режимных догм. Образ тюрьмы здесь — словно мягкий и внимательный опекун. Ты не должен ставить себя выше других, доказывая, что богаче и умнее — рано или поздно придется сменить виллу на Ибице до снисходительного участия в жизни простых людей. Маленькая страна всё равно заставит — такова судьба индивидуалиста в Скандинавии.

«Сыны Дании» (2018)

Режиссёр: Улаа Салим, в главных ролях: Мохаммед Исмаил Мохаммед, Заки Юссеф, Имад Абул-Фул, Расмус Бьерг, Эри Александр. 

Фильм-закрытие фестиваля и по совместительству дебютная картина уроженца Копенгагена иракского происхождения Улаа Салима — мрачный триллер, по эстетике близкий к антиутопии. Гипотетическое размышление о возможном ближайшем будущем Европы, где укрепляется влияние правых партий, таких как, например, партия шведских демократов, получивших третье количество мест в шведском риксдаге. Главный герой, агент спецслужб Малик (Заки Юссеф), оказывается меж двух огней. С одной стороны — работа по внедрению в арабскую банду, с другой — слежка за неонацисткой группировкой «Сыны Дании», вдохновляющейся речами кандидата в премьер-министры Дании Мартина Нордаля (Расмус Бьерг), обещающего после громкого теракта выгнать из страны всех мигрантов. В обществе растёт напряжение, и сложный внутренний конфликт профессионала Малика грозится вырваться наружу: по долгу службы он вынужден оставаться беспристрастным, но он не может не замечать проявлений расизма.

Под условной Данией подразумевается Европа, изображенная как мина замедленного действия. Ночная, тревожная, населённая маргинальными элементами, обитающими в норах и ненавидящими друг друга кластерами. Краеугольным камнем в такой стране могут быть только политики, спецслужбы, радикальные группы и страх. Когда для диалога не остается возможностей, удачную позицию обретают лишь радикалы и силовые элементы. Этот урок истории и почувствовал Улаа Салим, избравший для фильма недалекий 2025 год, который выдавил эти элементы в общую экспозицию фильма, опустив существующее между ними общество и показав, какой результат можно получить, избрав путь опасений и ухода от открытых переговоров. При этом автору удалось персонифицировать чувства мигранта, который считает европейскую страну домом, а также проследить путь, который проходит радикализм до своего финального проявления.

Изображения: CoolConnections