Пол Томас Андерсон и «Radiohead». У этой коллаборации особый путь эгоистов от мира искусства, продолжающих спокойно сопротивляться течению времени, оставляя за своими действиями череду вопросов. Подобно Генри Камерону и Говарду Рорку из романа Айн Рэнд «Источник», Андерсон и Йорк выковывают собственную архитектуру, не интересуясь музыкальными наградами, не оглядываясь на кинофестивали и предпочтения жюри, двигаясь к вечному поиску и созданию непоколебимого репутационного образа, собирающего вокруг себя преданную публику. В то время как Йорк зарекомендовал себя как идеал для начитанных музыкальных эстетов с широким кругозором, сторонящихся любой приставучей однодневки, Андерсон является более ценным кадром для профессионалов киноиндустрии, нежели рядового зрителя. 

В этой закрытой тусовке, напоминающей ранние советские творческие объединения, родились саундтреки от Йорка и гитариста «Radiohead» Джонни Гринвуда для фильмов Андерсона «Нефть» (2007), «Мастер» (2012), «Врожденный порок» (2012) и «Призрачная нить» (2017). Американец Андерсон же подготовил медитативный кинодокумент «Junun» (2015) о работе британца Гринвуда в Индии во время записи совместного альбома с группой «The Rajasthan Express». Вскоре увидели свет и полноценные клипы «Radiohead» от американского режиссёра: «Daydreaming» (2016) и «Present tense» (2016).

В этот раз кажется, что Андерсон и Йорк ударили сильно дальше своей аудитории. 27 июня увидел свет третий сольный альбом Тома Йорка «Anima» — первый за пять лет. К пиару Йорк подошел как всегда витиевато и оригинально — в медиа и наружной рекламе крупных городов появились объявления от неизвестной компании «Anima Technologies», якобы помогающей людям, забывающим свои сны. Позже Йорк сознался, анонсировав дату выхода пластинки, что за этим стоит именно он.

Вторая часть представления альбома — новая интеграция Пола Томаса Андерсона в музыкальный контекст творчества «мастера тревожности» Йорка, короткометражный музыкальный фильм «Anima» (2019). В день рождения Андерсона, 26 июня, накануне выхода альбома состоялись единичные премьерные показы в кинотеатрах IMAX. В России счастливую ношу взяли на себя «Формула кино на Кутузовском» в Москве и «Формула Кино Галерея» в Санкт-Петербурге.

Примечательный факт заключается в том, что сам Том Йорк не едет с концертами в Россию из принципиальных соображений. Одной из причин — помимо политики — называют неудовлетворительную работу российских музыкальных техников, которая очень бьет по тонкому самолюбию музыканта. Тут нельзя не согласиться, несмотря на растущий уровень организации музыкальных фестивалей: со звуком, особенно в клубах, у нас действительно ужасные траблы. Закрывать на это глаза (как «Cypress Hill» или Джек Уайт) Йорк не собирается, оставаясь верным самому себе и призывая российских фанатов приехать уже наконец в Лондон на его шоу.

Впрочем, даже Йорк оценил бы атмосферу в Москве в день премьеры. В дождливую, понурую среду пробирались люди сквозь перекрёстные потоки, чтобы добраться до ТЦ с символичным названием «Океания». У входа выстроилась внушительная очередь. Обеспечивая удобную рассадку, организаторы задержали показ почти на сорок минут. Огромный зал едва ли не полностью заполнили желающие первыми увидеть новый пятнадцатиминутный фильм.

По определению психолога Карла Юнга, «Анима» (лат. «душа) — источник чувства и настроения мужчины, «персонификация всех женских психологических тенденций» в его психике, «способность к индивидуальной любви, и, в конечном счете — связь с Бессознательным». Для визуализации идеи, которая резюмирует творческое настроение Йорка, Андерсон использует слаженное хореографическое движение, идущее параллельно с музыкальным рядом. Многим знакома та разновидность сновидений, когда пытаясь добыть что-то важное, человек погружается в поток образов, но не может достигнуть желаемого. Примерно об этом рассказывает фильм через упомянутую хореографию, изображая движение к новым уровням бессознательного, в котором пытаются подружиться мужчина и женщина (мужское и женское начало в каждом человеке), встретившиеся в метро. 

Не хочется раскрывать все детали, дабы оставить это удовольствие читателям, но «Anima» выделяется из привычной череды музыкальных видео не только эстетическим, но и несколько необычным эффектом, слегка «раздвигающим восприятие». Стоит отметить, что клип снимался в одной из бывших стран Восточного блока, и в нём есть кое-что очень знакомое каждому россиянину. Ещё это безумно красиво — потрясающая слаженная работа всей съемочной группы, образы, преследующие долгие часы, не отпускающий эффект и желание пересматривать, искать новые детали и снова наслаждаться. Всё по-настоящему.

Без сомнения, «Anima» — очень важное событие, выводящее музыкальные видео на новый уровень полноправных произведений искусства, а не просто клипов. С 27 июня, в день выхода альбома «Anima», короткометражный фильм будет доступен на «Netflix».