На экраны возвращается история тринадцатилетней давности в новом обличии. Вместо главных героев — главные героини. Вместо Копенгагена — Нью-Йорк. Вместо трясущегося изображения а-ля фон Триер — чётко выверенные кадры. Вместо эксцентричной игры актёров — тихие внутренние переживания героев. По иронии судьбы даже режиссёр «поменял пол»: вместо жёсткой датчанки Сюзанны Бир («Догма-95») — лёгкий на восприятие американец Барт Фрейндлих.

«После свадьбы» (2019) — ремейк одноимённого фильма 2006 года. Проект более десяти лет разрабатывался продюсером Джоэлом Б. Майклсом, который в своё время приметил оригинальный фильм в конкурсе премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Именно продюсер пригласил работать над проектом режиссёра Барта Фрейндлиха, до этого снимавшего в основном лёгкие комедии вроде фильмов «Доверься мужчине» (2005) и «Нянька по вызову» (2009).

Главная героиня фильма Изабель (Мишель Уильямс) уже много лет живёт в Калькутте (Индия), воспитывает усыновлённого семилетнего мальчика Джея (Вир Пачисия) и, на минуточку, держит на себе целый приют для детей-сирот. Завязка начинается с приглашения Изабель в её когда-то родной Нью-Йорк Терезой Янг (Джулианна Мур), медиамагнатом и филантропом. Тереза обещает пожертвовать крупную сумму денег приюту Изабель, а личная встреча в Нью-Йорке — главное условие пожертвования. Приют находится не в лучшем положении, и Изабель решается снова посетить злачный для неё город.

Шикарный номер в отеле для гостьи, непривыкшей к роскоши, а затем и очередное приглашение для Изабель, но уже на свадьбу дочери Терезы, Грейс (Эбби Куинн), — всё будто бы ведёт фильм к очередной социальной истории про изощрённость богатых на фоне угнетённых бедных. В одном из телефонных разговоров с коллегой Приной (Анджула Беди) Изабель и говорит, что на деньги за отель можно было бы купить сотню кроватей для приюта.

Уже на свадьбе сомнения о такой прямой социальной подоплёке развеиваются. Ибо свадьба, несмотря на крупные затраты, оказывается душевным праздником в доме семейства за городом без единого намёка на осуждение или сатиру. Церемония венчания за домом, банкет на свежем воздухе чинно и благородно проходят под лёгкий джаз и симфоническую музыку. Изабель — единственная, кто ещё с церемонии чувствует некий дискомфорт от присутствующего здесь мужа Терезы Оскара Карлсона (Билли Крудапп), модного художника-инсталятора. И вот молодожёны начинают произносить тосты…

Дабы не раскрывать всех главных перипетий фильма, на этом рассказ о сюжете будет лучше прервать. Стоит только отметить, что для тех, кто видел оригинальную историю, сюрпризов в сюжете не предвидится. Но сюрпризы — не самая сильная сторона фильма. История, медленно и плавно развивающаяся, для опытного кинозрителя не станет большой загадкой, даже если он не видел фильм Сюзанны Бир. В каждой сцене, когда назревает резкий поворот в сюжете, экранного времени вполне достаточно, чтобы понять дальнейший ход событий. В этом плане оригинальный фильм не тянул действие до предела, а резко, по-скандинавски, срывал пластырь со всё ещё кровоточащих ран давнего прошлого.

Не столько интересно следить за сюжетом фильма, сколько приятно просто смотреть фильм. Наблюдать, как территории и люди сталкиваются разными формами и цветовыми гаммами. Скажем, Изабель и Тереза противостоят друг другу не только характерами, но и внешностью: коротко стриженая блондинка оказывается напротив ровесницы с длинными рыжими волосами. Идиллическая природа Калькутты (в отличие от тесных грязных улочек в Мумбае оригинального фильма) то и дело прорывается в памяти пребывающей в сером холодном Нью-Йорке Изабель. «Каменные джунгли» будто отгораживают людей от всякого рода проявлений живой природы, сдерживая даже закат и рассвет. В таких образах фильм медленно, а главное честно, раскрывается перед зрителями, но стоит впустить всякий лишний символизм вроде гнёздышек и яиц, сразу начинает пахнуть какой-то грубой фальшью и пафосом. Но это мелочь.

Строгий собор для венчания в оригинальном фильме заменён родными пенатами. В ремейке явно смещён акцент к некоторым пантеистическим мотивам, подальше от христианства. Дом Терезы и Оскара — образец человеческой цивилизации, вступившей в конфликт с природными силами. В такой же конфликт то и дело вступают персонажи фильма друг с другом. Каждый пытается либо «поддаться», либо «преобразить». Но как камни в мастерской Оскара остаются камнями, так и люди остаются людьми. Чтобы там Оскар ни выдумывал про таинственные свечения материалов.

Актёрская работа — вот главная находка нового фильма. Продюсер Майклс настоял на том, чтобы главными героями были женщины. И выбор этот оказался удачным! Суть даже не в конкретных работах Уильямс и Мур, безусловно, успешных, а в самой концепции выстраивания параллелей из одних женских линий. Изабель и Тереза — своего рода двойники. Каждая из них несёт за собой целую цепь совершённых грехов, и в итоге эти цепи свиваются в одну. В ту цепь, которой скован третий двойник главных героев — недавно вышедшая замуж Грейс. Грейс оказалась в такой ситуации, что её судьба может легко повторить как судьбу Изабель, так и судьбу Терезы. Третий путь может последовать только после разрыва всех цепей. И только Грейс решать, есть ли жизнь после свадьбы.

Работа актёров, казалось бы, ничем не уступает работе актрис, но из-за вторых, а то и третьих планов, они всё равно блёкнут. Тут мода берёт своё. Все персонажи-мужчины задвинуты на второй план и представляют собой зависящих не только от любви своих женщин, но и от их статуса и финансов. Тереза, типичная сильная женщина, не только обеспечивает всю семью, но и даёт работу своему зятю Джонатану (Алекс Исола).

Хотя какая бы мода ни была, Джулианна Мур в образе Терезы всё же главное, ради чего можно посмотреть этот фильм. Финальное появление Терезы с мужем — пожалуй, лучшая сцена фильма, когда границы гармонии становятся тоньше лезвия и вот-вот готовы лопнуть, а напор актрисы только и делает, что играет с этими тончайшими стеночками. Это и отличает актёрские работы фильма 2019 года от работ в фильме 2006 года. Хождение по грани, а не её разрыв. Рольф Лассгорд, исполнитель аналогичной роли в оригинальном фильме, не жалея зрителя выпускал всю свою звериную мощь наружу, ни на минуту не задумываясь о контроле.

«После свадьбы» — рационально и до педантизма отшлифованная кинокартина, сделанная по всем законам американского продюсерского кино. Впрочем, создателей нельзя уж упрекнуть в потакании типичным зрительским вкусам. Это честная качественная работа в своей нише коммерческого кино без замашек превзойти оригинальный фильм. На главный вопрос зрителя перед просмотром, что смотреть сначала — оригинал или ремейк, — пусть ответит сам зритель. Ему же пусть и адресуется вопрос, вынесенный в заголовок статьи. Для ответа каждому оба фильма в помощь.  

Изображения: Вольга