В Центре документального кино в Москве происходит событие, которое никак нельзя пропустить, — фестиваль документального и игрового кино Германии Blick’19, проводимый Гёте-Институтом. В прицеле восьми фестивальных фильмов оказались мужчины (мероприятие это культурное, поэтому тема звучит как «Маскулинность»). Сами понимаете, на фестивале с такой темой однозначно должны быть фильмы про гомосексуалов и спортсменов. Жертвой этого обзора стал фильм про спортсмена (да, как и вы, я сейчас подумала, что фильм про спортсмена-гея был бы выстрелом в десяточку).

Фильм «Принц бокса» (2000) двадцать лет назад снял немецкий режиссёр-документалист Герд Кроске (нем. Gerd Kroske). Работа рассказывает историю боксёра Норберта Групе (нем. Norbert Grupe), выступавшего на ринге под псевдонимом Принц Вильгельм фон Хомубург.

Съёмки фильма режиссёр Герд Кроске и оператор Сусанне Шуле (нем. Susanne Schule) вели в период с марта по сентябрь 1999 года. Вереница персонажей рассказывает нам о событиях, происходивших вокруг, возле и во время спортивной карьеры Норберта Групе в период с 1962 по 1970 годы. Эти люди не просто «друзья». Гораздо интереснее то, что они: боксёры, сутенёры, владелец борделя и порнокинотеатра, член полукриминальной группировки байкеров «Ангелы ада», сотрудник судебной охраны, прокурор и адвокат и, конечно, сам Принц фон Хомубург.

Все они сейчас рассказывают вовсе не о боксёре, а о времени, месте и образе жизни Гамбурга шестидесятых годов, о жизни на улице красных фонарей, той криминальной тусовке, в которую был вплетён и бокс.

Это кино очень и очень мужское, исключительно мужское, даже несмотря на женщину-оператора и трёх героинь в фильме. Мужчины грубы, мужчины курят, мужчины дружат, мужчины дерутся, мужчины продают женщин, пользуются женщинами, мужчины смотрят бокс, обсуждают и вспоминают.

Все мужские штампы и стереотипы, собранные в одно время в одном месте, разрушают окружающий их мир: наркотики, неудачи, криминал, тюрьма, высокая смертность, страх. «Разве такой должна быть мужественность?» — спрашивают нас организаторы фестиваля. Один из героев фильма рассказывает: «Норберт был моим другом, но… его жена платила за его тренировки, а когда они развелись, он снял с неё обручальное кольцо и серьги с сапфирами, которые дарил. Потом у него была женщина. Она продавала себя и приносила ему деньги, она много денег для него заработала. А когда сказала, что больше не будет этого делать, он снял с неё меховое манто и выгнал. Не стану говорить, что она ушла в одних трусах, хотя это было почти так». Но удивительно, что все эти мужчины предстают перед нами такими же и во время съёмок фильма, через тридцать лет после описываемых событий. Смотришь и ощущаешь, что всё это неправильно, отталкивающе.

«Принц бокса» — это интересное, плотно населённое, очень детальное кино, что редко получается у документальных фильмов в жанре интервью. Этот фильм проявляет себя сразу в трёх гранях: он, безусловно, является портретом боксёра Принца фон Хомубурга и человека Норберта Групе, ещё более реалистично он описывает жизнь на улице красных фонарей в Гамбурге и, безусловно, заставляет зрителя размышлять о природе и проявлениях маскулинности. Что более важно, он заставляет не только размышлять, но и чувствовать то, что иногда сложно артикулировать.

И только одно «но»: фильм вышел на экраны в 2000 году, а в России был показан единственный раз: 14 июня 2019 года на фестивале Blick’19. Картину представил сам режиссёр (и кстати: спасибо Гёте-Институту за переводчика, я такого профессионала на кинофестивале увидела впервые). Вы там были? Я очень сомневаюсь: в зале ЦДК нас собралось от силы двадцать человек. Ну что же, в крайнем случае, интернет, проектор и немецкий словарик вам в руки. Но не повторяйте эту ошибку! Фестиваль в ЦДК ещё идёт. Успейте посетить.


BLICK 2019