Про режиссёрскую карьеру Гая Ричи можно писать очень долго и интересно, соответствуя характерным особенностям его фильмов. В прошлый раз мы изучали «Джентльменов» (2020) — фильм, который вернул того самого художника, которого мы так сильно полюбили и ждали его возвращения. И тогда мы не прогадали, получив всё, за что так любим Ричи на блюдечке — немного безбашенный, немного серьёзный, не без внезапных поворотов и даже с нелинейным повествованием криминальный фарс, полный юмора и драйва. Фильм имел безумный успех (особенно в СНГ) — казалось бы, пора запускать конвейер типовых криминальных комедий с оригинальным монтажом и острыми монологами персонажей перед началом перестрелок. Но Ричи выбрал другой путь. Путь режиссёрский. И Джейсона Стейтема с собой прихватил.

Фото ©️ Вольга

Трейлер и синопсис показывают нам практически каноничную историю про серьёзного мужчину (Джейсон Стейтем, иным ему быть запрещено), который устроился работать инкассатором, припрятав при этом достаточно скелетов в шкафу. При этом нам жирно намекают (читаем название фильма), что главной мотивацией при этом выступит жажда мести. Собственно, тут можно остановиться, чтобы не испортить себе впечатление от просмотра, ибо основная сюжетная линия довольно проста. Внимание тут следует обратить на подачу: весь фильм демонстрируется с такой гипертрофированной серьёзностью, что порой возникает мысль — а не метапостирония ли всё это? И действительно, в паре моментов проскальзывает как будто лёгкая монтажная подсказка о том, что Ричи не снял суровый боевик из 90-х, а просто сымитировал его. Ведь, по сути, практически всё в картине — от названия до саундтрека — говорит нам о том, что в данный момент вы пришли в кино не посмеяться. И это авторам удаётся на славу, на атмосферу тягучести, тяжести и постепенного накала страстей здесь работает каждый аспект. Особенно саундтрек: мрачные надрывы виолончели будто бы переехали сюда прямиком из «Джокера» (2019, реж. Тодд Филлипс, композитор Хильдур Гуднадоуттир), а вступительные титры, может, и имели схожий визуал с «Джентльменами», но настроением и суровыми гравюрами, перекрывающими практически нуарные силуэты героев, настраивали зрителя на нужный лад.

Также Ричи поигрался с манерой повествования, теперь оно перестало быть линейным. Как сейчас часто принято делать при постановке эмоциональных сюжетов, нам дадут посмотреть на обе стороны сложившихся ситуаций, которые в кульминации переплетутся. Это добавляет фильму очков, так как все стандартные клише уже давно себя исчерпали.

Фото ©️ Вольга

Можно было бы громко заявить, что «Гнев человеческий» (2021) является ремейком фильма «Инкассатор» (2004, реж. Николя Бухриф), ведь синопсис обоих фильмов совпадает примерно полностью. Но картина Ричи при этом являет нам весьма занятный арт-объект. Здесь есть очень много от «Схватки» (2011) Майкла Манна, немного от «Пленниц» (2013) Дени Вильнёва, немного от любого фильма про копов из 80-х. Это как будто «настоящее «мужское» кино», которое обычно принято смотреть под банку пива после смены на заводе. Фильм нещадно вываливает на нас целую тонну клише из вышеописанного жанра, но мы-то знаем, что создатель этого фильма — человек, который обычно различные тренды сам и задаёт. Поэтому со временем мы поймём, что под верхним слоем «классического» нео-«боевика из 90-х» кроется нечто большее. А пока мы можем как минимум оценить то, что автор не становится заложником успешности собственного жанра, а пробует новые формы и их комбинации. Кто знает, быть может, следующий фильм Ричи будет настолько радикально иным по настроению и содержанию, что мы не поверим своим глазам? Покажет время. И кассовые сборы.


18+ «Гнев человеческий» (2021): в прокате с 22 апреля.