Сюжет фильма дебютанта в полном метре Александра Гришина «Атакан. Кровавая легенда» (2020) основан на легенде: в центре внимания — мистический артефакт, камень Атакан, использовавшийся язычниками в качестве алтаря для человеческих жертвоприношений. Камень был найден во время строительства Санкт-Петербурга, спустя некоторое время его смыло в Неву, а на предполагаемом месте нахождения загадочного объекта стали происходить необъяснимые вещи, пропадали и погибали люди. Студентка питерского вуза N Нора (Ксения Плюснина) показывает преподавателю Дмитрию Митину (Владимир Кузнецов) дневник своего деда, в котором говорится об этом самом Атакане: как раз в этот день Митин уделил ему особое внимание в своей лекции. Дед Норы столкнулся с камнем во время строительства метро, все члены его бригады погибли, и только ему удалось спастись. Однако никто не верил в его рассказы, и дед попал в психиатрическую больницу. Об артефакте до поры до времени он никому не рассказывал, однако относительно недавно нарисовал по памяти карту пути к загадочной каменюке. Теперь внучка одержима идеей найти Атакан и доказать дедову правоту.
Структура фильма не отличается какой-то особой оригинальностью. Начинается он, как это странно бы ни звучало, с конца. Первое, что видит зритель, а точнее, слышит, — девичьи крики на фоне чёрного экрана. Затем появляется и изображение — имитация съёмки на видеокамеру двух перепачканных и испуганных девушек. Запись периодически прерывается и искажается цифровыми помехами и сбоями. Сразу скажу, что такой приём будет часто появляться в фильме, ибо один из героев начнёт фиксировать события на камеру, а зритель будет смотреть на события его глазами. Но кроме кадрировочной рамки и значка записи (да эффекта брака цифровой записи) эти съёмки не будут ничем отличаться от эпизодов, снятых не видеокамерой из пространства фильма. Либо у нашего персонажа камера слишком крутая, либо создатели не озаботились обогатить форму любительской видеосъёмки, либо рецензент отстал от жизни и ничего не понимает в современной технике. Уместность этого эффекта в принципе можно поставить под сомнение — эта камера не сыграет значительной роли в сюжете, она не будет найденной где-то в коридорах, записанное на ней не поведает о случившемся, это также не опасная трансляция или стрим в Интернет.
Вскоре зрителя встретит краткая справка, подкреплённая подобранными изображениями гравюр и фотографий (не исключено, что их могли подкорректировать в угоду фильму) о специальном отделе ОГПУ, занимающимся паранормальными и мистическими явлениями: сотрудники секретного отдела отправлялись в экспедиции на Тибет, Сибирь, изучали телекинез, да и про наш камешек не забыли. Только после этой информации начинается линейное повествование истории, заявленной в аннотации фильма, которое в итоге приведёт зрителя к той точке, с которой всё началось. Развязка приготовит нам парочку внезапных, но, впрочем, достаточно предсказуемых поворотов, во избежание спойлеров говорить более о ней не буду.
Итак, артефакт с богатой историей — есть, увлечённые идеей персонажи в количестве двух человек — есть. Чего-то не хватает в нашем рецепте хоррора. Слишком мало членов поисковой группы, не правда ли? Состав экспедиции расширяется за счёт увлечённой скалолазанием однокурсницы Норы по имени Полина (Полина Строгая), предоставившей нашим «Индианам Джонсам» снаряжение и захватившей брата Борю (Владислав Алтайский) с вечно включённой видеокамерой. В последний момент на хвост исследователям петербургских подземелий также падают Максим (Денис Лукичёв) и его девушка Лана (Анна Серпенева). Классический состав разнотипажных персон готов, и теперь наконец можно отправляться в путешествие.
Что касается актёрской игры, то она, к сожалению, в фильме не самая лучшая. Это же относится и к сценарной части: как было описано выше, состав группы искателей разномастен и состоит из характерных типажей — тихоня, умный, тусовщик и его девушка, спортсменка, парень с камерой, — но тем не менее эти различия персонажей проявляются слабо и в основном в стиле одежды (и то далеко не у всех) либо паре ознакомительных сцен (снятых явно для того, чтобы показать, кто именно наши герои). Вообще нужно сказать, что экспозиционная часть проходит достаточно быстро — из неё зритель узнает больше про злополучный камень, чем про характер каждого героя. Но нужно ли оно в контексте данного фильма? На этот вопрос каждый зритель ответит себе сам.
На пути горе-искателей (или героев-искателей?), а вместе с ними и зрителей будут поджидать всевозможные клише разных родов, размеров и форм — обязательно у кого-то из членов группы проявится заболевание, затрудняющее продвижение к цели, приблизительно на половине фильма падёт первая жертва, а ближе к завершению пути найдётся и тот, кого всё достало и кто захочет уйти, а также член группы, поддавшийся влиянию злой силы… Персонажи, ищущие в подземельях Санкт-Петербурга таинственный артефакт, скорее напоминают группу друзей, проходящих квест с повышенным уровнем реалистичности и сложности. При каждом попадании героев в новую локацию хочется многократно повторять станиславское «Не верю!». Комнаты не выглядят покинутыми, да и странно, что их не нашли раньше при обустройстве ночного клуба (бывшего бомбоубежища), вещи, разложенные по локациям, похожи на реквизит для квеста, организованный за несколько часов до запуска очередной группы искателей и решателей головоломок.
В итоге «Атакан. Кровавая легенда» по уровню своей реализации — достаточно вторичный фильм. В нём собрано всё то, что мы уже много раз видели до и наверняка увидим в подобных фильмах много раз после. Но примем во внимание, что основной состав создателей фильма — дебютанты или те, у кого небольшой опыт в кинематографической сфере. Как первый полнометражный фильм и проба пера картина вполне имеет право на существование, и при всех выше сказанных словах нельзя не принять во внимание и положительные моменты этого проекта. Во-первых, это достаточно заманчивое и интересное решение многократно использованной схемы — привлекательная история камня Атакана, а также само действие, которое происходит в Санкт-Петербурге, богатом на мистические истории и холодную (в этом случае даже леденящую) северную атмосферу. Во-вторых, это смелость и инициативность создателей в реализации как малоразвитого пока в нашей стране жанра ужасов, так и в принципе достаточно затратного и сложного проекта. Так что будем надеяться, что в будущем авторы учтут все полученные знания и порадуют зрителей отличными картинами.