История «Кокона» (2020) — это история 14-летней Норы (Лена Уржендовски), только начинающей наощупь, без чётких ориентиров знакомиться с аспектами взросления. Девочка находится под воздействием своего микросоциума: она растёт в окружении старшей сестры-подростка Юле (Анна-Лена Кленке) и матери (Аня Шнайдер), которая растит дочерей без отца и не в силах полноценно исполнять родительские обязанности из-за пристрастия к алкоголю. Нора находится в самом хрупком возрасте, когда и вокруг и внутри собственного тела всё стремительно меняется. В этот кризисный период любому подростку особенно необходима поддержка и понимание не только взрослых, но и своих сверстников. У главной героини фильма с этим серьёзные проблемы, из-за чего девочка ведёт себя очень замкнуто и отстранённо в сравнении с внешне беззаботной и раскованной сестрой Юле и её товарищами, с которыми Норе предстоит провести последние недели перед  каникулами.

Вначале главная героиня предстаёт в очень нежном и скромном образе: она медлительна и молчалива, а её внешность больше ассоциируется со сказкой о Гадком утёнке, но в случае с «Коконом» режиссёр проводит другую очевидную параллель — с гусеницей, домашним любимцем Норы. Вместе с тем, как морально и физически взрослеет героиня, растёт и гусеница, создавая на экране трепетное предвкушение чудесного превращения в прекрасную бабочку. И если для гусеницы это вполне биологически гарантированный финал, то в отношении Норы это прозрачная метафорическая аллюзия, также волнующая, ведь превращение девочки в девушку — не менее удивительный процесс, развитие которого у героини совпало со знакомством с физиологией своего тела и своих эмоций. Режиссёр поднимает здесь очень важный вопрос часто отсутствующей поддержки взрослых и их невнимательного отношения к половому воспитанию своих чад. В то же время в фильме демонстрируется свободомыслие и открытость немецкого школьного образования, где с подростками проводят беседы на самые разные темы, включая возможную беременность и родительство.

Фото ©️ Бок о бок

Стоит отдать должное двадцатилетней Лене Уржендовски: то ли дело в её природной субтильности и отсутствии грима, то ли всё-таки в актёрском мастерстве, но в целом образ Норы получился таким по-детски непосредственный, что ему абсолютно веришь. Создаётся неподдельное ощущение вовлечённости в очень интимный процесс. Очевидно, именно этого и добивалась режиссёр Леони Криппендорфф.

По своей визуальной структуре картина похожа на красочную зарисовку, на засвеченный кадр полароида, где солнечные зайчики и зелень, и блеск воды — всё излучает витальность и переменчивость юности, сладость и разрушительный потенциал всех состояний, которые испытываешь впервые. Картина до самого финала сохраняет внутренний ритм: монтажная и событийная динамика чередуется с расслабленностью. Линии второстепенных героев практически не развиваются, но они на самом деле здесь были бы отвлекающим манёвром. Основное развитие автор даёт внутреннему конфликту героини, которая в мучительном одиночестве проживает различные стадии взросления, пытается принять их, а также найти свою идентичность. Многосложный поток эмоций и чувств, необходимость выстраивать социальные связи — всё это становится для героини настоящим испытанием. Но первая любовь даст крутой поворот жизни Норы и поможет многое расставить по местам и выйти, наконец, за пределы своего кокона.


Оз­на­комить­ся с ин­форма­ци­ей и при­об­рести би­ле­ты на филь­мы фес­ти­валя мож­но на офи­ци­аль­ном сай­те ки­нофес­ти­валя «Бок о Бок» | 18+