Урок музыки в школе. Мистер Гарднер (Джейми Фокс) безуспешно пытается совладать с кто-в-лес-кто-по-дрова учениками, которым до музыки нет особо никакого дела — кроме талантливой девочки, которую все одноклассники высмеивают за её увлечённость на этом скучном предмете. Но это только до того, как мистер Гарднер начинает играть: ведь играет он на фортепиано так, что время останавливается. Однако мистер Гарднер не хотел становиться учителем, чтобы делиться своим талантом, как кто-то мог бы подумать. Напротив: он пошёл в школу, чтобы иметь возможность получать хоть какие-то деньги за своё мастерство музыканта, которое никому, кроме него, не нужно. Никому — это не просто какие-то сильные слова: не нужно оно даже его матери (Филисия Рашад), воспринимающей повышение сына до штатного учителя как наконец-то по-настоящему удачный для него шанс.
Стоит ли говорить, что мистер Гарднер этот шанс удачным не считает? Он с сожалением смотрит на портреты музыкантов, висящие в классе, и понимает, что его время для мечты, возможно, уже ушло. Но ушло ли? Именно в этот переломный момент судьба даёт мистеру Гарднеру то, чего он ждал всю свою жизнь — прослушивание в джазовом коллективе самой легенды джаза Дороти Уильямс (Анджела Бассетт). И Гарднер с блеском забирает то, что ему причитается, — ведь он отличный музыкант с горящими глазами, знающий, что такое игра, отдача и мастерство. А потом — что ж, потом он на пути домой падает в люк и умирает. Ну, почти умирает.
Завязка нового анимационного приключения Pixar «Душа» (2020) в действительности ещё более ошеломительно хороша, чем её описание. Впрочем, как и весь мультфильм, который содержит в себе ровно столько волшебства, сколько мы и ожидаем этого ото всех пиксаровских лент. Картина расскажет и о The Great Beyond в виде огромной лестницы-травалатора в яркое белое ничто (или что-то?), и о The Great Before с пастельным миром зарождения душ, и о средоточии квантовых форм, которые следят за соблюдаемым в космосе порядком. А ещё о том, как многие души приходят в этот мир, а некоторые приходить в этот мир почему-то отказываются.
Нерождённая душа без интересов, прошедшая через множество именитых учителей и всё ещё не видящая смысла в жизни, 22 (Тина Фей) неоднократно просит, чтобы её оставили в мире нерождённых душ и в покое, но из-за беспорядка, устроенного побегом «умершего» Джо, она получает вчерашнего педагога в наставники. А Джо вообще-то не хочет никого наставлять: он хочет уже добраться до своей мечты, получить её, влететь в неё с разбега… А это значит, что ему всего-то лишь придётся снова стать живым, обманув всё устройство мира. Объединяя свои усилия, Джо и 22 попадут в неправильные тела, но даже в них будут стремиться доставить музыканта на концерт (что есть стремление Джо) и понять, чем же так хороша эта жизнь, в которую все так жаждут попасть (что есть стремление 22). А на самом деле — пройдут полный совместного обучения путь, жизненно необходимый каждому из них.
«Душа» не так проста, как может показаться, и содержит в себе множество пластов, из которых строится сюжет. Нам, например, показывают, из чего создаётся личность: человеку даётся не только характер, но и «искра», что-то, что зажигает его на действия, что приносит ему счастье, что нужно найти; что-то, что Джо принимает за цель в жизни. Этим открывается некое философское пространство для дискуссий (не говоря уже о том, что сама задумка картины провоцирует на диалог), ограниченное, правда, во вселенной фильма — о том, что души рождаются в телах с готовыми, уже сформированными кем-то (забавными и немного индифферентными квантовыми субстанциями) характерами. Мы также видим «потерянные души» — души, которые лишились своей сущности, уйдя в переживания, трансформировавшиеся в комплексы. Не обходится и без сложной проблемы родителей и детей: мать Джо, которая в понимании сына не верит в него и его не поддерживает, всего лишь хочет ему судьбы иной, чем у его бедного отца-музыканта, тогда как Джо не видит, насколько та на деле беспокоится о его жизни и его будущем. Здесь есть и тема в целом отношений между людьми и влияния неаккуратно брошенных слов или поступков на ранимую душу другого человека. Конечно же, есть и рассказ о пути учителя и ученика — и это иронично, что работа, от которой Джо бежит в реальной жизни, находит его в жизни «после жизни». А также, едва ли не самая главная, — тема ложности и истинности выбранных целей, приверженности мечтаниям о том будущем, которое считаешь для себя правильным, и невозможности порой (но неизбежной необходимости) понять, что иногда то, что ты запланировал, на деле не является тем, что тебе необходимо.
Да, фильм затрагивает табуируемую обычно тему неготовности к смерти — и в связи с этим и тему истинной ценности жизни. Преследуя ложную цель, Джо не готов умирать, да и кто будет готов, когда всё только стало налаживаться? Его жизнь проходит в одиночестве, до счастливого момента она даже в какой-то степени бессмысленна, и 22 не может, но жаждет понять: как так, что человек, которому настолько плохо, по-прежнему не хочет расстаться с этим странным миром? Неудивительно, что ошибочные цели, к которым Джо стремился на протяжении жизни, вскрывают для него свою сущность только после его смерти. Две души, исповедующие противоположные ценности, встречаются, чтобы научить друг друга смотреть на мир по-новому.
В картине, срежиссированной, как можно уже было догадаться, Питом Доктером («Корпорация монстров» (2001), «Вверх» (2009), «Головоломка» (2015)), есть всё, что можно только захотеть найти для отличного просмотра: и знаковый визуальный мир, и юмор, за который мы любим мультфильмы студии, и фирменный элемент трагичности, что делает этот юмор более живым, и джазовые песни Джона Батисте, и космический нью-эйдж саундтрек от Трента Резнора и Аттикуса Росса. Фильм хоть и поднимает важные вопросы, но всё-таки не даёт на них однозначного точного ответа, а только подталкивает к размышлениям о том, что по-настоящему ценно в жизни. Найти свою радость, свой «огонь», свою «искру» необходимо, но это — не цель, и иногда стоит делать что-то не для того, чтобы это стало главенствующим смыслом. Иногда стоит делать что-то просто для того, чтобы жить.
6+ «Душа» (2020): в прокате с 21 января.