Редактор небольшого журнала Дафна (Алис Исааз) узнаёт, что в Старой библиотеке маленького французского городка Крозон существует «отдел непринятых рукописей», собранных загадочным директором библиотеки Гурвеком. Туда попадает всевозможная книжная макулатура, не изданная по причине бездарности или безвкусия. Среди трактатов с пугающими названиями Дафна находит увлекательный роман, автором которого значится владелец местной пиццерии Анри Пик, умерший несколько лет назад. Находясь под впечатлением, Дафна решает издать роман и шокирует этой новостью семью покойного кулинара. К слову, в основе романа — душераздирающая история времён дуэли Пушкина. Но брошенный женой редактор парижского журнала решает устроить настоящую возню с целью выяснить, кто же реальный автор, не веря, что обычный провинциал, не связанный с литературой, мог создать такое произведение.
«Тайна Анри Пика» — подтянутая и стройная картина, которую оценят не только любители классических французских комедий, но и эстеты, осознающие, как важна каждая деталь в комнате для творческого процесса, а правильно подобранный пейзаж — для воздействия на человека.
Будто посвящённые современным писателям и редакторам, чью жизнь невозможно представить без дедлайнов и чёткой структуры повествования, спроектированы углы мест, где рождаются идеи, гармонией с героями, среди которых и молодой писатель, и редактор парижского журнала, и дочь таинственного Анри Пика, которая оказывается страстным любителем литературы.
Аккуратные французские пейзажи чередуются с уютными книжными полками, приветливыми интерьерами бретонских домов, внутри которых трогательные персонажи суетятся в желании доказать друг другу свою компетентность, но сталкиваются с привычными барьерами между столицей и провинцией.
Юмора в фильме достаточно, но подаётся он в диетических порциях в задымлении лёгкой ностальгии по временам, когда писатель был центром вселенной. Недаром неувядающий Пушкин — чёрная бездна таланта, притягивающая героев, в которую когда-то уносили любовниц, родных и близких. Но, тем не менее, неунывающие французы всегда готовы перевести в шутку свои чаяния даже по поводу измельчавшей культуры, над грибницей которой спит великий русский поэт.
«Во Франции больше писателей, чем читателей», — одна из ключевых фраз фильма.
Зритель наблюдает за трогательными попытками глаз, горящих лишний раз сообщить всем о чём-то важном, но при этом жизненный нарратив их — лишь самоутверждение, поиск в своём существовании и родстве следов необычного и выдающегося.
Ведь невозможно не пытаться написать роман в уютных пейзажах маленьких городков, как и невозможно стать индивидуалистом и мечтателем, ведь даже самые простые провинциалы способны оказаться яростными поклонниками литературы.
«Тайна Анри Пика» — это настоящая киноповесть в лучших традициях этого жанра советских времён. Светлая, интеллигентная и аккуратная, без претензии вырвать клок эмоций или оставить яркие образы, а лишь созданная, чтобы проникнуться уважением к тем, кто несмотря ни на что хранит в 21 веке при массовом упрощении жизни великий мир книг.