Дени Аркан — современный канадский интеллигент, подаривший миру один из лучших фильмов на тему кухонно-бытовых рефлексий среднего класса «Закат американской империи» (1986), который рассказывает о подготовке и проведении домашнего застолья у образованных канадцев. Фильм символизировал одну из высших степеней реализации в капиталистическом обществе по пирамиде Маслоу — бесконечный поиск глубинного смысла при избыточном удовлетворении всех остальных потребностей. В 1986 году Канада занимала первое место в рейтинге индекса развития человеческого потенциала, что прибавило героям-обывателям элитарности, а зрителю — желания подсмотреть закулисную жизнь лучшего общества мира. Спустя семнадцать лет Аркан стал обладателем «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» за картину «Нашествие варваров» (2003), объединённую в дилогию с «Закатом американской империи»; эта часть рассказала об окончании жизненного пути неизлечимо больного героя первой части, навестить которого собираются родственники и близкие.
Прокатчики не удержались от соблазна и удостоили новую картину режиссёра привлекательным для субботнего зрителя названием «Как отмыть миллион» (2018), пусть и при том, что изначальный вариант с душком прошлого — «Падение американской империи» — тоже имеет свои подводные камни, ведь фильм сюжетно не связан с предыдущими картинами режиссёра. Действие происходит в не раз воспетом Арканом Монреале. Как и положено, остро чувствуя социальную несправедливость, Пьер-Поль (Александр Ландри) из этических соображений работает курьером, хотя имеет степень по философии. Молодой человек разочаровывается в идеалах, считая, что гениальность приходит лишь с безумием, а деньги — с обманом. В свободное время Пьер-Поль помогает обитателям ночлежки вместе со своим другом Жан-Клодом (Венсан Леклер), мечтающим лишь о собственной квартире. Однажды герой становится свидетелем ограбления банка, где участвуют англоязычные и франкоязычные банды. Не задумываясь, он пользуется моментом и крадёт у мафии миллион канадских долларов. С этого момента, оказавшись при деньгах, Пьер-Поль открывает новые слои общества, становится востребован теневым миром, в том числе полицией, и знакомится с элитной женщиной по вызову (Мари-Пьер Морен). Чтобы потратить миллион в стране с таким строгим налоговым надзором, как Канада, Пьер-Поль решает прибегнуть к помощи профессионального контрабандиста и отмывателя средств Сильвена (Реми Жирар, главный актёр Дени Аркана), освободившегося из тюрьмы.
В видении режиссёра Канада уже давно не является стерильным государством с приветливыми людьми и спокойствием. В истории «Как отмыть миллион» мы можем наблюдать совершенно разные краеугольные камни неформального нарушения закона — от отмывания денег через офшоры до покрытия банков мафией. Главной целью является уход от налогов и противостояние государству, которое в понимании Сильвена «всегда должно являться врагом». Вокруг влиятельных людей сквозят потоки других, не менее примечательных людских судеб. Например, элитная проститутка, совершившая сделку с совестью ради того, чтобы быть выше остальных, или кассирша банка, которая не способна вывезти ребёнка в путешествие, хотя через неё проходят огромные суммы. Со стороны государства действуют полицейские — неподкупные и положительные, но бесконечно наивные персонажи, — в первую очередь, из-за законодательства, которое ограничивает действия полиции (например, невозможность действовать оперативно из-за запрета разгонять митинги). В фильме объяты элементы социума, загнанные в собственные «крысиные бега». В этих «бегах» окончательно разрушается один из столпов американской мечты — сильная индивидуальность, уже давно зависимая от обстоятельств, созданных государством. Наверное, именно поэтому американская империя «падает», уступая глобальному денежному потоку.
Хотя в фильме действия больше, чем в предыдущих картинах Аркана, до захватывающей авантюрной драмы «Как отмыть миллион» не дотягивает и, возможно, будет раскритикован зрителями, незнакомыми с творчеством режиссёра, за наивные повороты сюжета. История рассказывается слегка отстранённо: автор — уже не горячий участник дискуссий, как в «Закате американской империи», а скорее пенсионер, наблюдающий за происходящим у телевизора. Он не находится внутри процесса — опыт позволяет увидеть полноту картины, однако за этим теряются детали и нити истории. Но иногда это неважно, ведь превыше всего — канадское общество, которое по-прежнему остаётся отзывчивым, несмотря на все свои проблемы. А точное взаимодействие персонажей, представляющих определённый слой социума, позволяет, наконец, сложить ясную картину этого механизма.
Изображения: КиноПоиск