«Не как раньше» (исп. «Ya no es antes») — фильм 2016 года режиссёра Лестера Гамлета (исп. Lester Hamlet) по произведению Альберто Педро «Выходной в заливе». Это разговорное кино на два персонажа, сюжет которого более чем неоригинален: двое (не важно кого) проводят ночь (день/час) наедине в беседах и попытке отрефлексировать настоящее (прошлое/будущее) и каким-то образом наладить свою (а, возможно, совместную) жизнь. Этот сюжет уже практически превратился в отдельный жанр, замешанный на замене действий разговором, преобладающей и подавляющей сценарий игре актёров, раскрытии важных тайн прошлого, которые перевернут жизнь героев, ожидании какого-то обещанного или желанного действия, которое не будет происходить до самого конца (а вот произойдёт или нет — это главная фантазия сценариста/режиссёра).

Эстебан (Луис Альберто Гарсия, исп. Luis Alberto García) и Майра (Исабель Сантос, исп. Isabel Santos) любят друг друга, но расстаются в юношеском возрасте из-за того, что Майра уезжает с Кубы. Прошло 40 лет, Майра вернулась и встретила на улице Эстебана. Теперь им предстоит на наших глазах провести ночь вместе. Они любили друг друга всю жизнь и любят до сих пор…

Если вы любите эти фильмы, то «Не как раньше» — достойный экземпляр. Если вы, например, просто любите кубинскую культуру, то вам не сюда: фильм полностью лишён национального колорита (это не плохо и не хорошо, а просто вот откровенно, как оно есть). Но национальный колорит пытаются восполнить социально-бытовыми особенностями: бедность кубинского быта выставляется напоказ и часто обсуждается героями (тут мы не забудем упомянуть, что фильм снят в кооперации с Канадой). Героиня, как водится за теми, кто приехал в более бедную страну, считает, что именно такой и должна быть настоящая жизнь, а герой, что свойственно жителю бедной страны, свою бедность ненавидит. Создатели фильма откровенно пытаются показать любовь, не зависящую от идеологии, но на деле получается, что у обоих героев идеологии-то и нет, это вообще не про них, они просто влюблённые, которых разделили политические границы.

Как мы смотрим такие фильмы? Первая треть нам всегда интересна: история героев пока ещё не ясна, ожидаемое событие вот-вот должно состояться, но почему-то откладывается, чем затягивает нас в просмотр. К концу этой трети мы думаем, что уже хорошо знаем героев, но тут-то они и начинают в порыве гнева выдавать свои скелеты в шкафу, и рисунок истории героев становится понятен и им самим, и зрителю. Вторая треть на экране самая эмоциональная: герои ссорятся, вытаскивают все свои самые скрытые недостатки, постоянно балансируют на грани ухода за пределы пространства фильма. Но для зрителя эта часть не так ярка, как кажется режиссёру. Мы уже почти всё знаем, и нам начинает надоедать, что ожидаемое действие постоянно откладывается персонажами, хотя в реальной жизни оно состоялось бы уже раза три. В начале финальной трети герои пребывают в состоянии драмы, и именно тут и начинают открывать для себя второго персонажа, а заодно открывать и для зрителя истинные причины всех своих поступков (а также истинные желания, истинное положение вещей). Здесь чаще всего зритель скучает, а градус усталости от персонажей самый высокий. Впереди финал. Каким бы он ни был, он уже не особо важен.

Возможно, вы смотрите такие фильмы как-то по-другому. Но скорее всего, просто обманываете себя. Либо безумно влюблены в одного из актёров и готовы, чтобы это экранное действие никогда не заканчивалось. Да, именно актёры являются единственно актуальной причиной смотреть фильмы с таким истёртым до дыр сюжетным построением.

Но игру актёров в конкретно взятом «Не как раньше» я предлагаю вам оценить самостоятельно, возможно, вам когда-нибудь представится такой шанс (забыли про интернет! Преданные читатели MAD TOSBY смотрят кино на большом экране в компании случайных единомышленников!).


Фестиваль ибероамериканского кино
Больше информации о I Фестивале ибероамериканского кино — на официальном сайте