Футбол — это целое искусство. Недаром его любят сопоставлять с театром. Существенная разница в том, что исход футбольного поединка не бывает известен заранее. Это если, конечно, свято верить в то, что теневой клубный бизнес, где победы могут проплачиваться, не существует или не функционирует. Впрочем, сенсационное деление лидерства между сразу четырьмя фаворитами по итогам 12 туров в текущем сезоне Российской премьер-лиги так же, как и сами эмоции футболистов и их усилия ради победы своей команды в каждом матче (на чемпионате России, в Лиге чемпионов и других первенствах), не дают усомниться в том, что коррупции в современном футболе нет. В то же время и театральная постановка имеет право на неожиданную развязку, отличающуюся от оригинального финала в произведении, но всё равно сценарий спектакля известен его авторам, игрокам же сценарий матча — нет.
Игровые фильмы о русском футболе можно объединить в отдельное множество: «Вратарь» (1936); «Третий тайм» (1962), коррелирующий с «Матчем» (2012) по теме «матча смерти» в оккупированном Киеве в 1942 году; «Гарпастум» (2005), «Игра» (2008), «Выкрутасы» (2011), «Тренер» (2018). Хочется вспомнить также гонконгско-китайский фильм «Убойный футбол» (2001) — не о русском футболе, правда, но о сочетании футбола с шаолиньским кунфу. И вот коллекцию кинокартин, посвящённых великой игре, объединяющей не только болельщиков на стадионах и у телевизоров, но и заядлых любителей на дворовых полях, пополняет «Дикая Лига» (2019). Это кинопроизведение обращается к истории зарождения и распространения игры в ножной мяч в России дореволюционной.
1909 год. Из Нижегородской губернии по Волге в Москву со своей невестой Маликой (Аделина Голубенко-Гизатуллина) плывёт на лодке бурлак Варлам (Владимир Яглыч) с намерением добиться счастливой доли в сердце России. Как заработать на пропитание себе и спутнице подтянутому детине? Он участвует в стеношном бою, пользующимся невиданной популярностью у зрителей-дворян в московских переулках. Одолев в составе англичан стенку соперников-соотечественников, герой и его избранница скромно трапезничают в трактире за одним столом с предводителем английских оглобель Паркером (Эдриан Пол) и светской дамой Элис (Олеся Судзиловская), известной всем как сестра Паркера (ещё до середины фильма выяснится, что на самом деле это его жена).
К столу бойцов-победителей подходит солидный и вечно весёлый меценат Родион Арсеньевич Балашов (Дмитрий Назаров), имеющий во владении ткацкую фабрику и кайфующий от наблюдения за коллективным мордобоем, в сопровождении своего соратника — хромающего дворянского служащего Яши (Иван Охлобыстин). Речь заходит о практически неизвестной в царской России игре в ножной мяч, к которой Паркер тоже причастен, о букмекерских прогнозах на предстоящий матч между Б.Ф.К. (британским футбольным клубом) и «Сокольниками», за которую играет молодой князь Михаил (Станислав Тикунов). Попрощавшись с Балашовым и Яшей после непродолжительного, но горячего спора, Паркеру приходит в голову неординарная мысль: позвать в свою команду Варлама. Так неотёсанный бурлак становится участником пришествия на нашу Родину пожизненного спортивного праздника.
«Дикая Лига», снятая российскими кинематографистами при участии американских коллег и основанная на реальных событиях, — всё-таки сказка: с извилистым сюжетом, доступными современному пониманию стёбами, борьбой хороших героев с антагонистами. Весомая доля экшена присуща этому фильму, однако острые сюжетные углы сглаживаются более высоким градусом остросюжетности в других спортивных кинолентах, в особенности в уже нами упомянутой исторической драме Андрея Малюкова «Матч». Сцена, где находящийся на футбольном поле герой, потерявший надежду на возвращение в его жизнь любимой, вдруг видит её среди зрителей на трибуне, будто позаимствована из фильма с Сергеем Безруковым и Елизаветой Боярской.
Из-за наличия американизированной составляющей «Дикая Лига» слабо передаёт дух времени в России начала XX века, в отличие, например, от таких шедевров, как «Служили два товарища» (1968) Евгения Карелова или «Романовы. Венценосная семья» (2000) Глеба Панфилова. Но создатели нового фильма про футбол такой цели себе, наверное, и не ставили, а зрители, собирающиеся увидеть достойное экранное зрелище с веселием, переживанием и динамичностью, не будут искать исторические несоответствия. Талантливая актёрская игра (особенно Назарова и Охлобыстина), интересное развязывание коварных сюжетных узлов, наличие кадров, заставляющих публику вздрагивать от переплетения спортивной интриги с интригами личными — всё это свидетельствует о неплохом и непроходном кино, приготовившем нам пару часов хорошего настроения.
P.S. Благословенную футбольную сборную России, с триумфом обыгравшую на минувшей неделе команды Шотландии и Кипра, благодарим за достойную игру и поздравляем с досрочным выходом на чемпионат Европы 2020 года! В съёмках одного из заключительных кадров «Дикой Лиги» приняла участие наша сборная в лица её нынешнего капитана Артёма Дзюбы.
 
Изображения: скриншот трейлера «Дикая Лига» (2019)


Троллим кинокомпании тонко совместно с
Кинотеатр Поклонка