Многие знают историю, которая стала одной из визитных карточек периода Disney Renaissance. Именно «Король Лев» (1994), по замечанию американского критика Роджера Эберта, был первым диснеевским произведением, которое в череде прочих не было основано на уже существующем материале и черпало вдохновение в классической мифологии. У короля Земель Прайда Муфасы (Джеймс Эрл Джонс) и королевы Сараби (Мэдж Синклер) рождается сын Симба (Джонатан Тейлор Томас, затем – Мэттью Бродерик) – будущий правитель животного мира, и звери ликуют, когда Рафики (Роберт Гийом), шаман королевских владений, представляет им наследника престола. Только брат Муфасы Шрам (Джереми Айронс) отказывается чествовать малыша, затаившись в полуизгнании и втайне мечтая о троне. Проворачивая безжалостную операцию по устранению Муфасы, Шрам избавляется также и от Симбы, которому после этого суждено прожить много лет в неприятии своей сущности вместе с новыми друзьями-философами Тимоном (Нэйтан Лейн) и Пумбой (Эрни Сабелла) – до момента осознания и согласия с собственным предназначением и циркулированием в «круге жизни». Мультфильм «Король Лев» – история храброго, но самонадеянного львёнка, ставшего жертвой интриг злобного и расчётливого дяди-льва, – практически квинтэссенция мировой бинарности, идеальная сказка о балансе добра и зла, человечности и бесчеловечности, поступках верных и ложных.
О том, что Disney готовится выпустить новую версию «Короля льва» (2019), стало известно ещё в 2016 году. Реализация важной задачи по восстановлению одной из знаковых историй была доверена Джону Фавро – большинство рядовых зрителей знают его по роли псевдогрозного весельчака Хэппи, телохранителя Тони Старка (Роберт Дауни-мл.), а зрители постарше даже вспомнят его в роли Пита, одного из парней Моники (Кортни Кокс) из «Друзей» (1994 – 2004). И зря: Джон Фавро – новатор, прямо сейчас делающий в Голливуде фантастическую карьеру, – прошёл путь от актёра до весомого режиссёра («Железный человек 1, 2» (2008, 2010), «Книга джунглей» (2016)) и продюсера целой сетки марвеловских фильмов. Фавро же и выступил, по сути, вдохновителем проекта, задумавшись о реализации новой картины во время своей поездки в Африку, и именно Фавро, а не кто-либо другой, идеальным образом мог бы воплотить реализацию нового «Короля Льва» с учётом опыта, полученного во время работы над «Книгой джунглей», получившей Оскар за лучшие визуальные эффекты.
Оператором картины выступил Калеб Дешанель – его работу зритель может помнить по таким фильмам, как «Страсти Христовы» (2004), «Мой ангел-хранитель» (2009) и «Джек Ричер» (2012). Состав у «Короля Льва» вообще сформировался максимально звёздный: в команде профессионалов – оскароносные специалисты по визуальным эффектам Роб Легато и Адам Вальдес, специалист по анимации Эндрю Джонс, глава департамента виртуального кинопроизводства Бен Гроссман и композитор Ханс Циммер. Актёрский состав изменился за одним исключением: Джеймс Эрл Джонс вновь стал Муфасой, хоть, по его признанию, и он добавил в своё исполнение новые ноты. Альфре Вударт сыграла королеву Сараби, Дональд Гловер (получивший Грэмми за Childish Gambino) выступил в роли Симбы, Бейонсе Ноулз-Картер исполнила роль Налы, Чиветель Эджиофор – Шрама, а роли львят достались Джей Ди МакКрэри, ранее сотрудничавшему с Гловером, и Шахади Райт Джозеф, пришедшей прямиком из мюзикла «Король Лев». Любимая парочка Тимон и Пумба – комики и актёры Билли Айкнер и Сет Роген, соответственно. Роль Зазу получил Джон Оливер, а Рафики – Джон Кани.
Несмотря на перезапуск, картина не изменила своего основного посыла (чего, говоря откровенно, делать она не собиралась изначально), и потому если вы планируете смотреть её, ожидая исключительно новых сюжетных переживаний, то вы, скажем сразу, будете разочарованы. Всё дело в том, что изменение сюжетного пространства в глобальном отношении на сей раз не требуется – в отличие, к примеру, от того же недавнего «Аладдина» (2019) с его необходимостью переосмысления некоторых взглядов, история о Симбе идеальна именно в таком виде, в котором она уже существует. Сюжет, переписанный Джеффом Натансоном на основе прерыдущего, содержит в себе некоторые поправки, но они минимальны по своей видоизменяющей сути и определённо идут ему на пользу, делая пространство более современным и объёмным. Самое главное изменение выразилось, что неудивительно, в образах Налы и Шензи (Флоренс Касумба), которые стали более выпуклыми и независимыми в своих характерах (в фильме даже есть своя версия марвеловской женской схватки в финальной битве), а также Шрама, который из хитрого и опасного политика превратился в жестокого, затаившего ненависть тирана. Стоит, тем не менее, отметить, что новый «Король лев» – это фильм, который нужно не только смотреть и чувствовать сердцем, но и осознавать умом, вооружившись знаниями о процессе его создания, и потому обозначим самые важные процессы в этапах проходившей реализации.
Процессу производства картины предшествовала огромная подготовительная работа: с помощью спрятанных и закамуфлированных камер создатели изучали повадки задействованных в сюжетной канве животных сначала в парке Диснея Animal Kingdom, а затем в саванне в Кении, записав в итоге более тринадцати терабайтов съёмочного материала. Съёмочное пространство фильма конструировалось в виртуальной реальности, что создавало определённые сложности для – что ж, как минимум, всего. Фавро настаивал, чтобы эмоции персонажей (как и всё остальное в картине) были максимально приближенными к реальности, и этот принцип был воплощён в жизнь с помощью техники так называемого «экспериментального театра», в котором актёры играли на настоящей сцене со скрытой аппаратурой вместо того, чтобы просто начитывать свои роли. После создания пространства фильма внутри виртуальной реальности начался собственно анимационный процесс, что дало миру совершенно, по сути, новый способ воспроизведения кинематографического пространства – фотореалистичную компьютерную графику.
В связи с этим стоит отдельно отметить, что – вне зависимости от вашего отношения к нетрадиционным кинематографическим форматам – «Короля Льва» необходимо смотреть исключительно в залах IMAX 3D, если вы хотите не просто посмотреть картинку, но и оценить тот уровень технологий, который на данный момент доступен в кинематографе. В формате 2D изображение также сработает, но не на необходимом для правильного восприятия уровне, и ощущение технологий, скорее всего, пропадёт практически полностью. Это, в свою очередь, приведёт к тому, что вы в итоге просто не поймёте, зачем с этим фильмом в принципе что-либо затевалось.
Первыми, кто начинает говорить в фильме, являются Шрам и Зазу, и человеческая речь, вплетённая в открывающиеся пасти реальных животных, не воспринимается чуждо или на контрасте с реалистичной картинкой – несмотря на то, что ожидать можно было бы как раз таки обратного. Конфликт между братьями обозначен практически сразу же, и конфликт этот, помимо сюжетности, можно наблюдать и в физической прорисовке обоих львов. Персонажи в принципе сделаны с потрясающей тщательностью – по тому же выросшему Симбе очень хорошо видно, что перед нами – молодой лев, полный задора и сил, который в то же время очень похож на свой детский образ. Тимон и Пумба, эпицентр комизма, великолепно исполняют свою роль даже будучи реальными, не анимационными животными – опять же, не наблюдается никакого контраста. Рафики – добрый, загадочный и немного сумасшедший колдун-философ – также не теряет своей аутентичности в результате нового осмысления и приобретает новую глубину. Реалистичность действия (что особенно остро чувствуется в сценах с клочком перелетающей по землям шерсти или с глазами взрослого Симбы, вдруг узревшего отца) представлена настолько ярко, что перехватывает дух – так же, как и в сценах с более рельефными злодеями (Шрамом и Шензи). Что касается глаз, то они вообще являются едва ли не отдельным искусством в новом «Короле Льве», ведь передать взгляд, сохранив его реальную непосредственность, но разбавив необходимой сюжетной искрой, очень и очень сложно.
Серьёзно же сравнивать оригинальный мультфильм с выходящим фильмом бессмысленно и даже несколько наивно – просто-напросто потому, что один и тот же материал используется в контексте различного времени для несколько разных целей. Об этом говорит и сам Фавро, упоминая, что ключевая история не поменялась, а изменилась лишь форма подачи материала. Мультфильм «Король Лев» – это история о добре и зле, предательстве, смелости, дружбе, любви и смерти, «круге жизни», апеллирующая к чувствам через нереальный, но ярко ощущаемый подсознанием мир анимации. Фильм «Король Лев» – это объёмная картина, выносящая уже сформированную историю на новый, недостижимый ранее уровень, рассказанная так же, но в то же время и иначе, апеллирующая теперь к чувствам через настоящий, реальный и физически постигаемый мир, окружающий человека. Собственно, в этом и есть разница: классическая история теперь воспринимается более реально, более ощутимо, более опасно; она имеет в себе более серьёзное естество и содержит меньше комических коннотаций. Здесь придётся затронуть вопрос, который волнует едва ли не каждого зрителя, скептически настроенного по отношению к изменяемой классике: зачем использовать старый материал и – более того – менять его? Неужели нельзя придумать что-то новое и перестать, наконец, действовать зрителю на нервы разрушением сформированных устоев? Вспомним недавний скандал с назначением на главную роль в новом фильме про русалочку темнокожей певицы Холли Бэйли и яростную кампанию в социальных сетях #notmyariel, запущенную в честь бойкотирования её в роли белокожей и красноволосой Ариэль. Ответ, однако, прост, и внимательное наблюдение за творчеством компании показывает, что долгосрочные цели, поставленные Disney, всегда намного более логичны, чем это может показаться при поверхностном ознакомлении.
Новое поколение, выросшее в эпоху стремительного развития технологий, не может полноценно и грамотно потреблять контент, созданный уже почти тридцатилетие назад – и дело здесь вовсе не в нежелании, а в банальном отсутствии способности к его перцепции. Готовы ли вы с упоением смотреть немые фильмы? Смотреть так, что происходящее на экране будет воздействовать на вас самым прямым образом, не вызывая ощущения дремучей скуки, несмотря на некоторую заинтересованность в сюжете? Мышление человека, меняющее стиль и скорость своего восприятия в соответствии с вызовами времени, не в состоянии адекватно отвечать на задачи, поставленные десятилетия назад, и именно таким досадным образом подрастающее поколение лишается отличных историй просто потому, что способ их рассказывания неизбежно устаревает. Так почему бы не воспользоваться проверенным сюжетом и, немного видоизменив способ его подачи, вновь сделать человечество немного лучше?
Всё это напрямую относится и к перезапуску диснеевских историй в целом, и к «Королю Льву» в частности – нередко вещи оказываются намного более сложными, и стоит лишь как следует к ним присмотреться. Возможно, картина покажется зрителю революционной лишь благодаря сконструировавшим её технологиям (и то – зрителю, готовому эту революционность принять), но на деле, как уже было обозначено, общефилософский посыл затеянного является гораздо более масштабным. Ну и напоследок – ещё один маленький шаг для кинематографа, но огромный для всего человечества: «Король лев» окончательно закрепляет в киноиндустрии тенденцию, которая на протяжении всего существования кинематографа была так отчаянно необходима – полное освобождение кинематографического пространства от съёмок, в которых задействованы животные. Да здравствует король!
Изображения: WDSSPR