Пока в соседней аудитории известный киновед Всеволод Коршунов готовил лекцию, по пятому этажу третьего корпуса Artplay суетились сотрудники и студенты. Около входа в зал столпились желающие увидеть полный список короткометражек, номинированных на премию BAFTA 2019. Атмосфера перед показом была напряжённой, многие ютились на ступеньках, а специально приглашённые гости, ради которых синефилов согнали с зарезервированных мест прямо во время показа, зевали и сидели с закрытыми глазами. Всё это, а также присутствие и эстетов, и ремесленников, подчеркнуло флёр профессионализма, ведь короткий метр — прямая дорога в мир большого кино.
В программе показа былы представлены восемь короткометражных фильмов. Победитель BAFTA в категории «лучший короткометражный фильм» выбирается среди игровых и документальных фильмов, а для анимационных короткометражек предусмотрена отдельная категория. В самом показе все номинанты и победители были перемешаны; в первой категории были представлены пять картин, во второй, анимационной, — три. Общая тенденция всех показанных картин — пролетарская направленность и проблемы рабочего класса. Кино Великобритании — страны промышленного капитализма — тяготеет к левой повестке: здесь и неблагополучная юность чернокожей молодёжи, и страшное бессилие старых людей перед собственными кошмарами, и проблемы бедного студенчества, и, естественно, приветы из бывших доминионов. Всё это приправлено тактичностью и аккуратностью в подаче материала, хорошим для короткого метра бюджетом, а также историей. В Британии даже небольшую ситуацию любят обыгрывать напряжённо и повествовательно, а истории для короткого метра получаются очевидными, лёгкими, свежими и практически никогда не вымученными.
О фильмах — в порядке показа.
«Уолли» / «Вельс» / Wale (2018)
реж. Барнаби Блэкбёрн
Вписавшийся в двадцать минут напряжённый и динамичный триллер рассказывает о молодом чернокожем юноше Уолли, который решает завязать с криминальным уличным заработком. Желая найти честную работу, он бродит по рынку в пригороде Лондона и натыкается на респектабельного господина. Уолли предлагает незнакомцу взять его на работу автомехаником. Неожиданно господин проявляет максимальное доверие, что, естественно, является ловушкой с целью подставить Уолли ради того, чтобы замести следы страшного преступления.
«73 коровы» / 73 cows (2018)
реж. Алекс Локвуд
Победитель в номинации «Лучший короткометражный фильм». Документальная лента о трудном моральном выборе потомственных фермеров в эпоху всеобщей гуманизации и повышения ценности жизни. Фермер, главный герой, переживает период депрессии. Много лет он содержал коров, которых в итоге увозили на убой, привязывался к ним и считал их полноценными личностями. Не в силах выносить своего бремени, он решает отдать своих животных в специальный приют и переквалифицировать ферму в вегетарианскую. Очень красивые кадры сельской Британии с квадрокоптера под иммерсивный саундтрек свежего рассвета.
«Я в порядке» / I'm OK (2018)
реж. Элизабет Хоббс
Первый анимационный фильм программы. История взаимоотношений крупнейшего австрийского экспрессиониста Оскара Кокошки с его музой Альмой Малер, вдовой известного композитора Густава Малера. Картина напоминает чёрно-белый шарж с вкраплениями ярких цветов и иллюстрирует безумную бурю в душе художника, впоследствии признанного психически нестабильным, который отправляется на Первую мировую войну, оставив любимую. В конце фильма — фотография самого раненого Кокошки. Кто бы мог подумать, что проживет он ещё очень долго и умрет в Швейцарии в 1980 году в возрасте 93 лет.
«Холостяк, 38 лет» / Bachelor, 38 (2017)
реж. Анджела Кларк
Трогательное и тактичное документальное интервью с пожилым мужчиной, прожившим всю жизнь в Кардиффе. Используя живое интервью и только предметы эпохи молодости героя — телефонные книги, справочники, фотографии, газеты, — режиссёр визуализирует ностальгическую историю (из первых уст) о первой большой любви к другому мужчине во времена, когда не было интернета и сайтов знакомств, а числиться геем было практически незаконно. Герой знакомится со своим спутником жизни по объявлению и живёт с ним девять лет до смерти возлюбленного.
«Марфа» / Marfa (2018)
реж. братья МакЛеоды
Самый непонятный и кислотный фильм показа. Набор сюрреалистических образов, связанных с историей одного города, его бытом и деталями, знакомым обывателям, представленных так, словно это пылающий издалека сон.
«Хулиганьё» / Roughhouse (2018)
реж. Джонатан Ходжсон
Заслуженный победитель в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм». Три друга из Бирмингема приезжают учиться политехнический институт и снимают квартиру, где их соседом становится пижонистый студент-юрист. Студенческая жизнь разводит друзей по разным углам, один из них теряет голову и начинает тратить деньги на вечеринки, вызывая недовольство соседей и хозяина квартиры. Стилистика картины многослойна и рождает множество ассоциаций, несмотря на короткую историю. Используются красные и зелёные оттенки цвета и общий антураж, напоминающий французский мультфильм "Lascars" (2009), а также пролетарская эстетика, смешанная с портовым анархистским протестом Sex Pistols.
«Синяя дверь» / The Blue Door (2017)
реж. Пол Тейлор
Здесь появляется единственная для российского зрителя узнаваемая актриса — Джемма Уилан, исполнившая роль Яры Грейджой в сериале «Игра Престолов» (2011 — 2019). Джемма играет сиделку, приходящую к болеющей пожилой женщине для оказания паллиативной помощи. Однако ей не дает покоя странная галлюцинация — она периодически видит синюю дверь, в которую кто-то стучится.
«Поле» / The Field (2018)
реж. Сандхья Сури
Простая и почти фольклорная история из бывшей колонии Великобритании, экзотической Индии, рисующая быт индийских земледельцев, занимающихся обработкой кукурузы. Жена одного из работников препятствует сезонному покосу поля, объясняя это тем, что кукуруза ещё недостаточно созрела. В действительности же в поле можно практически беспрепятственно встречаться ночью с любовником, уходя от спящих детей и супруга. Кукуруза защищает настоящую любовь от рутинного мира.
Подробнее о прошедшем фестивале — на официальном сайте CoolConnections.