...А звёзды тем не менее,
А звёзды тем не менее
Чуть ближе, но всё так же холодны.
И как в часы затмения,
И как в часы затмения,
Ждём света и земные видим сны...
Отрывок из песни «Трава у дома» группы «Земляне»
Давным-давно в далёкой-далёкой галактике американец Стэнли Кубрик снял фильм, действие которого происходит в холодных просторах космоса — «Космическая одиссея 2001 года» (1968). Дальше были Андрей Тарковский, Джордж Лукас, Ридли Скотт, Альфонсо Куарон, Кристофер Нолан… Совсем недавно в своём отечестве отгремело «Время первых» (2017) под «Салют-7» (2017). Казалось бы, столько реальный космос не осваивала родная планета, сколько вымышленный космос осваивает киноиндустрия. И всё-таки мы в очередной раз полетели per aspera ad astra (лат. «через тернии к звёздам»).
Фильм-путешествие «К звёздам» (2019) (оригинальное название «Ad astra») предлагает всем желающим Джеймс Грэй, режиссёр, насквозь пропитавшийся классикой «Нового Голливуда» лучших его образцов. Значит ли это, что такой режиссёр заведомо сможет снимать шедевры, которые будут стоять в одном ряду с фильмами Скорсезе или Копполы? Увы, всё хорошо тогда, когда принадлежит своему времени. И только тогда это будет по достоинству оцениваться в любое время. А явные повторы, хоть сознательные, хоть бессознательные, будут выглядеть выгоревше-бледными.
Действие фильма происходит в недалёком будущем. Чудом выживший после взрыва на космической станции майор Рой Макбрайд (Брэд Питт) отправляется по приказу НАСА на секретное задание по выяснению причины взрыва. Предположительновзрыв случился из-за выброса антиматерии где-то в районе Солнечной системы. По иронии судьбы существует версия, что выброс каким-то образом связан с отцом Роя, космонавтом-героем Клиффордом Макбрайдом (Томми Ли Джонс), считавшимся погибшим. Последствия провала миссии будут самыми печальными для человечества — Апокалипсис. Сегодня и сейчас.
Рою придётся за два часа экранного времени побывать на Луне, отбиться от лунных пиратов, побороться с бешеным приматом, осознать себя расплачивающимся за грехи отца, проникнуть незаконно на космический корабль, дабы полететь к отцу на Нептун с Марса, прикончить случайно весь экипаж корабля самыми гуманными и негуманными способами, наконец-то встретить старика, понять и принять его, стать свидетелем его самоубийства в открытом космосе, чудом преодолеть миллиарды миль до Земли и понять смысл жизни.
По этому списку уже можно понять, что фильм является набором каких-то клочков, в том числе с намёками из других фильмов о космосе, никак друг с другом не связанных. Такая чехарда в фильме, позиционирующем себя как серьёзная драма, уже к сцене с приматом отдаёт странным неловким юмором. Ведь режиссёр вряд ли хотел посмешить зрителя. В итоге — не посмешил, а насмешил.
Главный герой то и дело впадает в некий транс или сон при перелётах в космическом пространстве. Весь фильм по своей подаче — это двухчасовой глубокий сон героя Брэда Питта, в котором есть мечта и есть странные сюрреалистические бредни, мешающие мечте осуществиться.
Фанаты Брэда Питта действительно могут оценить фильм по достоинству, ведь Брэд заполняет собой всё пространство фильма. Более того, весь фильм фокусируется на его персонаже. Мысли вслух, короткие диалоги с встречающимися на пути людьми, крупные планы грустного лица. Любители актёра действительно не оторвут глаз от экрана. Но вот уши будет лучше закрыть, ибо слушать банальную философскую солянку о жизни, смерти и внеземных цивилизациях просто невыносимо. Вообще диалоги и монологи — наверное, худшее, что есть в фильме.
Очень неубедительно вставлен образ отца главного героя, представленного как одержимого космонавта-учёного, способного жертвовать многим и многими ради поиска внеземной цивилизации. На поисках разума внеземного он потерял разум собственный. Томми Ли Джонс, поданный как отец героя Питта, вполне себе подходит на эту роль чисто внешне. Но за те пятнадцать минут, из которых только разговоры о катаракте и инопланетянах, трудно представить себе родство космонавта-отца и космонавта-сына. Конечно, Рой видит в отце себя в будущем, но мысль эта приходит не от игры, а от слов героев. А слушать, как было сказано ранее, лучше не стоит.
Есть ли у героев фильма внутренний мир? Наверное, есть, но мы этого так и не узнаем. Люди в жизни Роя Макбрайда появляются просто так и исчезают в никуда: что родной отец, с которым сын не виделся с самого детства, что помогающая сотрудница космической станции Хелен (Рут Негга). Всё проносится галопом, и трудно говорить о мотивах в поведении всех второстепенных персонажей. Любовь ли это или долг? Сотрудники НАСА и некоторые космонавты — самые честные образы фильма, так как их мотивировка заключается в приказах сверху.
Финал фильма проще простого — надо жить, а не искать жизнь где-то там. Надо сходить в бар, выпить кофе, познакомиться с девушкой, в дальнейшем завести семью, а космос никуда не денется. Инопланетяне сами, возможно, прилетят и всё, что надо, расскажут. При всей искусственности и банальности финала в нём есть что-то заманчивое. Будто сам себе режиссёр говорит: «Может, хватит пока бороздить кинокосмос? Может лучше будет отвлечься и заняться чем-нибудь ещё до поры до времени?» Над этим стоит задуматься.
Фильм Джеймса Грэя далёк от космических образцов кинематографа в своём качестве. Но всё же с точки зрения киноэффектов он может быть неплохим аттракционом (бюджет $100 млн) на очках 3D в кинотеатрах системы IMAX. Поэтому если для вас спецэффекты и Брэд Питт — это уже повод сходить в кино, можно смело идти. В остальных случаях лучше просто пересмотреть «Одиссею…» Кубрика или «Гравитацию» (2013) Куарона.
Изображения: CoolConnections