«Оленья кожа» (2019), в оригинале просто «Le daim» (с фр. «олень»), — фильм открытия программы «Двухнедельник режиссёров» Каннского кинофестиваля этого года. Автором картины является Кентен Дюпьё — французский клипмейкер, музыкант и диджей, известный миру под псевдонимом Mr. Oizo. В кинематографе Дюпьё успел запомниться зрителям и критикам такими абсурдистскими картинами, как «Шина» (2010), «Неправильные копы» (2013), Реальность» (2014), «На посту!» (2018) и др. Новая лента режиссёра не выбивается из общего ряда работ, подтверждая его уже до дыр зацитированную российскими кинокритиками фразу: «Правда жизни — в идиотизме» (первоисточник, впрочем, не найден).  

Главный герой ленты Жорж (Жан Дюжарден) бросает свою прошлую жизнь и отправляется à la campagne (в сельскую местность), чтобы купить у пожилого незнакомца винтажную куртку из оленьей кожи. Жорж давно мечтал о такой, поэтому ему совсем не жаль выложить за неё баснословные 7500 евро. В дополнение к куртке он получает ещё и цифровую камеру, которую старик отдаёт за ненадобностью. Жорж находится в процессе развода со своей женой, в связи с чем он принимает решение пожить некоторое время здесь, вдали от города. Напоследок супруга ставит в их отношениях запоминающийся финальный аккорд: блокирует единственную кредитную карточку героя, вынуждая его по ходу фильма придумывать новые способы добывания денег. Впрочем, Жоржа эта проблема волнует не столь сильно. Он наслаждается новой курткой, любуясь собой во всех встречающихся на пути зеркальных поверхностях. Постепенно куртка начинает устанавливать над героем контроль и диктовать свои условия (осторожно, спойлер!): Жорж должен стать единственным человеком, которому в этом мире позволено носить куртку. Остальные похожие предметы гардероба должны быть преданы забвению (добро пожаловать в фильм Дюпьё!). Следующее за этим событием экранное время раскрывает способы, которые использует герой для достижения этой грандиозной цели.

К достоинствам картины стоит отнести сам нетривиальный сюжет. Зритель, даже который видел предыдущие работы автора, вряд ли угадает, как будет дальше развиваться действие, потому что не каждый зритель способен на генерирование такого бреда в своей голове. При этом стоит отметить, что причинно-следственная связь, несмотря на абсурдность происходящего, сохраняется: один сюжетный ход вытекает из предыдущего, а не противопоставляется ему. Все «ружья», замеченные в ленте, рано или поздно выстрелят, а все ниточки сойдутся.

Жанровая принадлежность картины неоднозначна. Фильм не является «чистой» комедией, как указано на многих киносервисах. Честно говоря, за весь фильм вы вообще улыбнётесь только два-три раза, не более того. В течение сюжета картина и вовсе уйдёт в сторону триллера с элементами чёрного юмора, зафиксированными статичной или, наоборот, динамичной трясущейся камерой. Жан Дюжарден вполне убедительно отыгрывает стареющего, но обаятельного чудака-нарцисса с периодически возникающими у него вспышками гнева по поводу возникающих неурядиц. Адель Энель (Дени́з) воплощает образ сдержанной, но любопытной официантки, готовой от скуки довериться подозрительному типу из города (Жоржу), который благодаря приобретённой камере начинает выдавать себя за режиссёра, брошенного на произвол судьбы горе-продюсерами. 

Несмотря на то что Дюпьё сам является адептом авторского кино, который снимает малобюджетные фильмы, в процессе просмотра у зрителя может возникнуть впечатление, что режиссёр стебётся над артхаусом как таковым, а также над человеческими слабостями и глупостями. Как бы то ни было, воспринимать серьёзно то, что происходит на экране, действительно невозможно, поэтому просто отдайтесь этому фильму, благо хронометраж составляет всего 77 минут. 

Изображения: MEGOGO Distribution