В четверг 23 мая нам (а нас было десять — прочувствуйте это число — любителей эквадорских документалок) в Институте Сервантеса в рамках I Фестиваля ибероамериканского кино показали документальный фильм «Льянганати» (Llanganati), Эквадор, 2017 год, режиссёры — Хорхе Хуан Анхальцер и Исабель Давалос.

Когда кэп пригласила меня в MAD TOSBY, первым делом я пошла и купила ручку с подсветкой, чтобы можно было писать заметки в темноте кинозала (хештэг — киноведотбога). Ручка сломалась, как только я принесла её домой (хэштег — мэйдинчина). Но при помощи изоленты и палочки от чупа-чупса (да, я люблю пососать) её удалось сделать рабочей, и она прекрасно прослужила мне весь Московский кинофестиваль. Но сегодня я её забыла! Поэтому легенда золота инков из национального парка Льянганатес сейчас потеряет почти все имена (ну не википедить же мне её).

Легенда гласит: в каком-то там году пятьсот лет назад вождь инков Атауальпа в битве при Кахамарке был захвачен испанцами. И чтобы от них откупиться, он пообещал им золото. Целый месяц инки свозили кованое золото, пока не заполнили им целую комнату, в которой находился захваченный Атауальпа. Потом то ли Атауальпа убил испанского предводителя, то ли наоборот, но золото в Испанию не увезли, а спрятали в горах Льянганати. Когда уже все участники этой истории умерли, но ещё сохранялось знание о том, где же спрятано золото, испанец (Безымянный №1) женился на дочери вождя племени, которое знало секрет, и Безымяный №1 нашёл золото. В конце жизни он написал испанскому королю письмо с описанием маршрута, где искать золото, написав, что взял себе лишь незначительную часть клада. Видимо, письмо он послал почтой России, потому что ответ от испанского короля пришёл только через двести лет, конечно, не ему, а новому губернатору этой местности, с приложенным описанием, которое написал Безымянный №1, и указанием, что надо пойти, посмотреть, есть ли там золото, а за компанию взять себе человека, которого прислал король. Так Безымянный №2 отправился за золотом Атауальпы, а когда вернулся, сказал, что золота никакого нет, а человек короля утонул в реке. После этого Безымянный №2 ушёл с поста губернатора, а описание маршрута, написанное Безымянным №1, исчезло. Но когда-то потом Безымянный №3 нашёл описание маршрута, которое написал Безымянный №2, списав с маршрута Безымянного №1. Он переписал его на английский язык и привёз в Эдинбург. Оно и есть — единственная сохранившаяся карта, которую экспедиция Хорхе Хуана Анхальцера снова перевела на испанский и попыталась по ней найти золото. В фильме нам даже прочитают полное описание маршрута (типа будете проездом в Эквадоре, сходите посмотрите, вдруг вам повезёт). Но ручку-то я забыла, поэтому у нас с вами не осталось шансов.

И вот что такое фильм «Льянганати» — это Легенда, Экспедиция и Эквадор. Три составляющие, искусно переплетённые между собой, звучащие одновременно и в унисон.

Экспедиция выдалась на славу: золотоискателей пытались съесть полчища комаров (и эти кадры у меня в кинозале вызвали желание отмахиваться и чесаться), затянуть в себя болота и пропасти, утопить горные реки, смыть дожди, замучить жаждой, не говоря уж о том, что, по-честному, они даже куда идти толком и не знали. Но это кино не про выживание экспедиции. И не про поиски золота. Какое там может быть золото, когда его уже нашли трое. Скорее, герои фильма ищут свою историю, национальную идентичность, гордость. Главный герой этого фильма — национальный парк Эквадора Льянганатес. Он хранит в себе историю инков и тех, кто был до них и после них. Хранит и никого не пускает, борется с каждым идущим за каждый клочок своей земли.

И я могла бы рассказать вам ещё больше про этот фильм, пересказать более подробно легенду золота Атауальпы, проспойлерить, найдут ли ищущие золото, сорвётся ли кто-то из них в пропасть, почему они решили, что у них есть шанс наконец-то найти это золото, что нового обнаружили на аэрофотоснимке, описать словами движения камеры, снимающей горную природу, пересказать слова местных жителей о том, хорошо ли было бы всё-таки найти клад. Но как бы хорошо я всё это ни описывала, фильм «Льянганати» надо именно смотреть, он обладает магией кинематографичности.

Уже пару часов я ищу слова для того, чтобы описать и объяснить, каким образом срабатывает это кино. И тут мне приходит на память фраза, которая завершает фильм: «Возможно, Льянганатес переводится как «зря ищешь».


Фестиваль ибероамериканского кино
Больше информации о I Фестивале ибероамериканского кино — на официальном сайте.