Фильм Константина Буслова (не путать с Петром Бусловым, братом режиссёра, автором фильмов «Бумер» (2003),«Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011) и сериала «Домашний арест» (2018)) рассказывает историю создания и разработки легендарного автомата АК-47. Повествование охватывает период с 1941 года: от момента, когда во время Великой Отечественной войны Михаилу Калашникову приходит в голову идея создания удобного и функционального автомата, до награждения конструктора Сталинской премией 1-й степени в 1949 году. Изредка в виде воспоминаний и снов в основное повествование вкрапляются эпизоды из детства Михаила. То это островки успокоения во время войны, как, например, открывающая фильм сцена, то напоминание зрителю (а может быть, и самому герою) о таланте Калашникова к конструированию, зародившемуся ещё там, в детстве, как, например, эпизод с изготовлением и испытанием маленьким Мишей самопала. Эпизоды из детства — единственные флешбэки в фильме, остальное действие развивается линейно, в хронологическом порядке, освещая важные этапы и события.
Схема построения сюжета «Калашникова» (2020) в общих чертах напоминает «Балладу о солдате» (1959) Григория Чухрая. И в том, и в другом фильме солдат, главный герой, получив отпуск, едет в родной край, чтобы повидать мать. Но по воле случая он попадает в различные истории, происходящие с ним по дороге домой, и увидеться с матерью получается либо лишь на короткое время (как это было у Чухрая), либо через очень большой промежуток времени (как это будет в этом фильме). Поддерживают мотив стремления домой и письма героя матери, зачитываемые за кадром. Намеренно ли была сделана перекличка с классическим советским фильмом, будто своеобразный мостик между старым кино и новым, или схожесть в построении повествования фильма вызвана другими причинами, остаётся фактом неизвестным. Оставим этот вопрос без ответа и на усмотрение зрителей.
Если фильм Григория Чухрая — это баллада, то фильм Константина Буслова — легенда. Вообще создатели подчёркивают, что переносили события фильма достоверно с малым процентом изменений. Несмотря на это утверждение, не покидает ощущение присутствия некой фантастики — ну не бывает так, чтобы человеку так везло! Или бывает? Самоучка с семью классами образования, увлекающийся с детства конструированием, во время срочной службы придумывает несколько изобретений для танка, а в годы войны, находясь в госпитале после ранения (весь экипаж танка погиб, а он один остался жив — не чудо ли?), создаёт первый прототип будущего АК. На пути героя встают преграды, препятствующие исполнению заветного замысла. Например, начальник депо Кротов (Сергей Газаров), запрещающий Калашникову заниматься разработкой автомата, считая её бесперспективной. Но и здесь происходит чудо: на станцию Матай с инспекцией прибывает высокий начальник из Алма-Аты, которому Калашников рассказывает свою идею, а тот заинтересовывается и даёт добро на продолжение разработки.
Михаил Калашников — простой парень с чистой душой, самородок, волею судьбы и упорным трудом после череды испытаний побеждает во Всесоюзном конкурсе со своей разработкой автомата, соревнуясь наравне с признанными мастерами оружейной промышленности. В какой-то степени его образ находит отклики в фольклорных и мифологических сюжетах, связанных с преодолением героем испытаний или борьбой с различными чудовищами. Вместе с этим образ конструктора, созданный молодым, но перспективным актёром Юрием Борисовым, очень живой. Это не рафинированный герой на котурнах, а живой человек, которому свойственны сомнение, стеснительность, временами неуверенность в себе и своих идеях. Но он борется, преодолевает себя и трудности и в итоге добивается цели, к которой так долго стремился. А это, пожалуй, ещё больший подвиг, чем победа над мифическим драконом. Как герой легенды или мифа, он упорно идёт к своей цели, совершая вместо подвигов Геракла шаги к разработке удобного и эффективного автомата, а в финале находит вместо Священного Грааля всесоюзное (а позднее и мировое) признание и личное счастье.
К слову о счастье. Нельзя не отметить очень удачный ход с закольцованной композицией фильма. Как я уже упомянула выше, открывает фильм сцена из детства героя в древне. Заканчивается же фильм следующей сценой: Михаил со всей семьёй приезжает домой к матери. Последний кадр — двор с домом, точно такие же, как и в сцене в самом начале. Круг замкнулся. Таким образом завершается линия возвращения с фронта домой к матери, проходящая лейтмотивом через повествование фильма. Помимо этого, возвращение домой — это и символическое окончание поисков себя, обретение признания себя, своего дела и счастья.
«Калашников» — это фильм об истории из жизни реальной исторической личности. Но за каждым байопиком скрывается идея чуть шире, чем история одного человека. «Калашников» — это правдивая легенда о борьбе. Борьбе с собой, с трудностями, с внешними преградами во имя достижения своей заветной мечты или осуществления давно задуманного замысла. «Это путь человека, который, несмотря ни на что, поставил себе цель и... стал великим конструктором», — говорит Контантин Буслов. Не могу с ним не согласиться. Уже в кинотеатрах.