Продолжение фильма «Малефисента» (2014) под говоряще-путающим названием «Малефисента: Владычица тьмы» (2019) увидело свет спустя целых пять лет после выхода первой части. Так ли было необходимо ставить запятую там, где была поставлена вполне очевидная точка? Не будем долго топтаться на поле риторических вопросов: оказалось, что да, было необходимо. Вопреки всем возможным ожиданиям (особенно связанным с нашим нежно любимым в журнале концептом «проклятия франшиз») второй фильм выстреливает намного более глубоким, хлёстким, многогранным и актуальным произведением, чем можно было бы ожидать от него изначально.
События картины разворачиваются после того, как Аврора (Эль Фаннинг), пробуждённая поцелуем настоящей любви от заклятия, наложенного на неё Малефисентой (Анджелина Джоли), становится правительницей топей. Разумеется, те, кто видели фильм, знают, что на самом деле всё, что было до, происходило не совсем так, как мы привыкли об этом думать. Проходит какое-то время, Аврора счастливо живёт своей беззаботной жизнью диснеевской принцессы, когда получает романтичное предложение руки и сердца от принца Филиппа (Харрис Дикинсон), внезапно сменившего внешность. В эти прекрасные, какие-то прямо невозможно светлые моменты фильм выдаёт очень мощную порцию сахара, да так, что начинают болеть зубы. Однако не стоит морщиться: всё это – всего лишь обманка, от которой и начнётся отсчёт резкого, дёрганого трагизма. Малефисента, разумеется, против брака Авроры с Филиппом, но кто же её спрашивает? Самое время одной семье познакомиться с другой, а именно – узнать получше родителей жениха, и вот тут-то и начинается светопреставление.
Мишель Пфайффер, играющая королеву Ингрид, мать Филиппа, показывает (что, конечно, никого не может удивить) потрясающий уровень профессионального актёрского мастерства (несмотря, кстати, на то, что самого актёрского образования у неё никогда и не было). Её героиню презираешь, ненавидишь и отказываешься понимать со всей силой пылающей справедливостью души – что это, как не подлинное прикосновение руки мастера к достаточно стандартно прописанной роли скрытого антагониста? Возможно, тот факт, что Пфайффер впитывала мораль сказок, будучи уже взрослой (так как в детстве ей их, к её сожалению, не читали), в том числе помог ей привнести в характер персонажа больше драматичности и силы, несвойственных обычно более невесомым сказочным злодеям. Кстати, на пресс-конференции, прошедшей в Москве, присутствовала именно Мишель Пфайффер, что, конечно, тоже показательно, ведь именно её героиня и добавляет в продолжение истории нечто очень свежее и новое.
Анджелина Джоли, хоть и после настораживающего перерыва в карьере, укрепляет своё положение актрисы, находящейся вне конкуренции – её Малефисента, закрытая, осторожная, не желающая доверять людям, но старающаяся менять своё естество ради Авроры, выглядит настолько хрупко-изломанной, что её холодность по неосторожности можно счесть за невозможность полноценной отдачи. Однако и это не так – достаточно лишь проникнуться историей феи, доброй, наивной, разрушенной изнутри, но продолжающей где-то очень глубоко беречь в себе частицу света. Эль Фаннинг – кажется, самая девочковая девочка из всех возможных девочек, – в этот раз добавляет в гамму своих эмоций ещё пару сладких ложек, но, правда, разрастается эта малиновая поляна не вглубь, а вширь – персонаж Фаннинг не становится более интересным (и, к сожалению, в нём почти не заметна какая-либо эволюция), но своими поступками помогает раскрытию Малефисенты.
Собственно, об этом. У фильма несколько посылов, и каждый увидит что-то наиболее близкое его мировосприятию. Картина являет собой актуальную во все времена репрезентацию мысли о том, что добро и зло всегда идут рядом, и спутать одно с другим – дело, как показывает практика, слишком простое. Белые одежды, которые носит Ингрид, и чёрные одеяния, которые выбирает Малефисента, – яркий тому пример. Раскрытие темы, на которой базировался весь первый фильм – ненависть людей к волшебным существам – обретает объём и обрастает многогранной листвой оттенков: если король Стефан (Шарлто Копли) из первого фильма представлял из себя достаточно топорное и местами откровенно плоское зло с довольно понятной целью и не очень внятно прописанными задачами, то Ингрид – это уже полноценная, проработанная структурная единица, состоящая из множества цепляющихся друг за друга винтиков: страха, обиды, отчаяния, злости, ненависти, и, самое главное, – жажды мести. Тем не менее, фильм не только (да и не столько) о том, что ненавидеть что-то или кого-то – плохо. Он всё же больше о том, что представляют из себя отношения родителей и детей в процессе их взаимного взросления. Связка Филипп-Ингрид здесь является скорее вспомогательной (не говоря уже об отце Филиппа, который выполняет функцию, но никак не реализует полноценную роль), оттеняющей отношения дочери Авроры и матери Малефисенты, каждая из которых хочет для другой добра, но не имеет возможности быть правильно услышанной. Наблюдать за развитием и эволюцией их отношений по-настоящему интересно, ведь теперь это не просто покаяние за грехи, это серьёзное столкновение взглядов, возведённое в абсолют подростковой упрямостью и родительской ригидностью.
Для наиболее наглядной иллюстрации происходящего в фильме нам также показывают и серьёзное развитие персонажа самой Малефисенты. Тут можно отметить, что это развитие является базисом для всех трёх посылов, поданных картиной, и, неправильно разыгранное, оно вполне могло бы испортить ход всего фильма. Достаточно банальный сюжет с нахождением «себе подобных» обыгран в тех правильных пропорциях, которые необходимы для того чтобы оттенить опасность, нависающую над волшебными созданиями (а по сути – над всеми «непохожими»). Фильм, в общем-то, тем и очень примечателен: он более взрослый, чем первый, более объёмный; он дополняющий и даже, надо сказать, местами объясняющий начало истории. У студии успешно получилось создать ту самую идеальную парную связку картин, в которой ничто не хуже, ничто не лучше, и всё – часть одной большой и очень красивой мозаики. И потому, отвечая на вопрос, что же может предложить современному зрителю сиквел, стоит сказать следующее: каждому – что-то своё. И это действительно здорово.
Изображения: WDSSPR