Кассандра Томас, а для своих просто Кэсси (Кэри Маллиган), в свои тридцать лет живёт с родителями, работает в кофейне за небольшую зарплату и в качестве своеобразного «хобби» по ночам «выявляет» неблагопорядочных мужчин во всевозможных барах и клубах. Делая вид, будто она пьяна, Кэсси каждый раз уезжает домой к очередной «жертве» и в самый ответственный момент… Трудно сказать, что делает Кэсси. Каждый выход заканчивается зачёркнутой палочкой в маленьком блокнотике, однако по городу вроде как не ходят слухи о неком маньяке, убивающем мужчин. Возможно, она читает им назидательные лекции. Но оставим этот момент воображению зрителей.
Когда-то Кэсси была одной из лучших студенток медицинской школы, и до определённого момента мы можем только догадываться, что заставило её бросить престижное образование и заняться такой странной «охотой». К середине фильма по мелким деталям вся история соединяется в целое. Подругу Кэсси, учившуюся с ней в медицинской школе, публично изнасиловали на одной общажной вечеринке. Насильник не понёс наказания, и вскоре девушка покончила с собой. Стоит ли уже говорить, что «Девушка, подающая надежды» (2020) — прямое заявление в поддержку борьбы с харассментом, получившей известность благодаря движению #MeToo (англ. «Я тоже»).
Однажды за работой Кэсси встречает бывшего одногруппника Райана (Бо Бёрнэм), закончившего медицинскую школу и ставшего хирургом-педиатром. По его признанию, ещё в студенческие годы он был влюблен в Кэсси, и её, подающей надежды студентки, внезапный уход никто не мог понять. Теперь Райан начинает общение с Кэсси сначала, попутно пытаясь пробиться сквозь её барьер, выстроенный от мужчин в результате психологической травмы. Кэсси продолжит своё противостояние мужчинам, среди которых, как окажется, нет ни одного порядочного человека. Возможно, в этом заключается однобокость конфликта картины, хотя безосновательной оголтелой истерикой здесь не пахнет. Рассматривается совершенно конкретная ситуация, поэтому фильм не выходит на более общий уровень с другим порядком сложности отношений между людьми.
Некоторыми моментами из фильма можно проникнуться, так как режиссёр, она же сценарист, умеет создать напряжение, расположив сцены в нужной последовательности. Эпизоды с разыгранными «изнасилованиями» бывшей одногруппницы и несовершеннолетней дочери директора медицинской школы воистину пугают мастерски. И главная тайна фильма, до последнего скрывающаяся от зрителя, будет дана в самый нужный момент, когда все чувства будут уравновешены. Хотя самые догадливые зрители могут сказать, что всё понятно с самого начала.
Есть в этом фильме очень важный момент, на который так легко не обратить внимание за общим пафосом мести за совершённое преступление. Конечно, насилие — это ужасно. Разумеется, жертва — это жертва, и виновен всегда только насильник. Но есть одна деталь в фильме, которая показывает обратную сторону ситуации. Как в фильме «Иваново детство» (1962) Тарковский вскрывал мёртвую душу человека, искалеченного войной, так в «Девушке, подающей надежды» раскрывается «мертвечина» внутри человека, вставшего на путь мести. Кэсси одержима лишь одной идеей. Холодно и расчётливо она подготавливает каждый шаг к очередной операции по наказанию похотливых самцов. Особо завораживает, как при скудной зарплате Кэсси удаётся проворачивать все свои выходы, требующие немалых денег. Видимо, когда только местью живёт человек, все средства копятся только на неё. Даже физическая смерть Кэсси не способна остановить её дело. Духовно она мертва уже давно, и все её действия заведомо рассчитаны как самоубийственные. Долго длящаяся и снятая одним планом сцена удушения Кэсси заставляет поверить в её кончину, но заранее записанные послания разным участникам этой «пьесы» доводят всё до логического конца. Наверно, это идеальный финал истории про месть — все виновные наказаны, а машина мести (само)уничтожена. Что может быть лучше.
18+ «Девушка, подающая надежды» (2020): в прокате с 21 января.