В Москве проходит 5-й фестиваль немецкого кино — Blick'19. 13 июня мероприятие открывали Астрид Веге, руководитель отдела культурных программ Гёте-Института в Москве, Ян Конторчик, атташе отдела культуры посольства ФРГ в Москве, и куратор фестиваля, журналист и преподаватель Михаэль Бауте. На этот раз заглавной темой была выбрана маскулинность в противовес или — наоборот — в дополнение к предыдущему фестивалю, посвящённому женщинам.
Фильм открытия предваряла экспериментальная короткометражная картина «Человек» (2016), смонтированная из вырезанных кадров известных фильмов прошлого века. Несмотря на то, что были выбраны фильмы разных лет и стран, авторам картины, Кристофу Жирарде и Матиасу Мюллеру, удалось достигнуть синергетического эффекта — на выходе мы увидели новое произведение, так же обыгрывающее тему маскулинности, как и полнометражные картины фестиваля.
Далее последовал показ картины «В моей комнате» (2018) — фильма Ульриха Кёлера. Главный герой картины — Армин — мужчина, неумолимо приближающийся к своим forties. Армин ведёт фривольный образ жизни, не имея постоянных привязанностей ни в виде работы, ни в виде романтических отношений. Честно говоря, рассказывать о сюжете нет никакого смысла, потому что здесь не работает принцип домино — причинно-следственная связь не соблюдается. Фильм больше напоминает картины «медленного кинематографа», которые нежно любит автор рецензии. Просто представьте на секунду (а лучше даже задумайтесь всерьёз), что однажды утром вы проснулись, а на Земле не осталось ни одного человека. Вы по привычке заезжаете на знакомую заправку, окликаете кого-нибудь из сотрудников, но никого нет на месте. Вы берёте то, что вам нужно, оставляете оплату на прилавке (фильм всё-таки немецкий), уходите и едете дальше по своим делам (даже если у вас их и нет), внезапно видите брошенные мопеды, дрейфующую саму по себе баржу и начинаете подозревать неладное. В панике забегаете в дом вашего отца и находите там только умершую накануне бабушку и старую соседскую собаку. Ваша жизнь в мгновение делится на до и после. Весь земной шар становится необитаемым островом. Представили? Что будете делать? У автора истории своё видение на этот счёт, его Робинзон Крузо оказывается незаурядным человеком, который практически сразу пытается уйти из жизни, но после неудачной попытки как раз и начинает обретать (и одновременно терять) свою маскулинность. В фильме появится и Пятница в лице симпатичной итальянки — она покажет свой характер и оспорит маскулинность Робинзона, проявив недюжинную решимость и наплевав на тот факт, что они, возможно, последние люди на земле. Признаюсь, что данную картину смотреть непросто — некоторые зрители сдались ещё до наступления «Апокалипсиса». На мой взгляд, одна из причин — использование излюблённой немцами эстетики безобразного. То, что для многих людей считается непристойным, невзрачным, для немцев — естественно, а значит — красиво и заслуживает пристального внимания. Автор не брезгует показать вставную челюсть бабушки, роды козы или открытую рану крупным планом. Фильм тягучий, неспешный, часто отталкивающий, но, несмотря на это, он заставляет думать, искать ответы, проводить аналогии, что само по себе дорого, учитывая бесконечный ряд пустышек, ворвавшихся на наши экраны и захвативших кинопрокат. Ульрих Кёллер обрамляет сюжет музыкой разных жанров и эпох. Тут и Моцарт, и Pet Shop Boys, и DJ Tiësto. Разношёрстные композиции встряхивают действие, переключая чувства зрителей. В сцене танца героев под софитами трейлера для путешествий выбрасывается мощный концентрат тотальной свободы и отчаяния.
Картина стартовала на прошлом Каннском кинофестивале. Наградами она отмечена не была, но свою фестивальную судьбу получила, проехавшись ещё по нескольким городам, доехав наконец и до Москвы. Пока не знаем, какие сюрпризы спрятаны в следующих картинах фестиваля, но начало точно положено впечатляющее!