Новинка отечественного проката «Я не такой! Я не такая!» (2018) — капризная и гротесковая комедия, рассчитанная на исключительно развлекательное времяпровождение зрителя у большого экрана. Но это только на первый взгляд. Конечно, значимость просмотра предлагаемого зрелища определяется индивидуальными свойствами зрителя, его мировоззрением, профессиональными интересами и культурным уровнем. Юнцами с несформированным критическим мышлением, ещё вступающими во взрослую жизнь, данный проект может быть воспринят как захватывающий ржачный фильм, особо не поднимающий серьёзных проблем. Ну разве только проблемы удовлетворения сексуальной потребности и супружеской верности. А что же из увиденного можно извлечь относительно зрелой публике, способной к элементарному анализу не только проблематики кинопроизведения, но и его художественных особенностей?
Фильм имеет рамочную сюжетную композицию с парой-тройкой дополнительных флешбэков, образующих разницу с основным развитием событий всего в несколько часов. Начинается действие с того, как неплохо устроившийся в России швейцарец Эрик (Филипп Рейнхардт) (нет, он не состоятельный иммигрант, а вечный стартапер) пытается примириться со своей русской избранницей Верой (Анна Чурина), врачом по профессии, на её рабочем месте в медицинском центре. О причинах разрыва сей пары персонажей, не состоящих в браке, и рассказывает дальше история, произошедшая неделей ранее.
Перед возвращением Веры со службы Эрик в её же квартире состоит в интимной связи с другой молоденькой дамой. Как известно, о вкусах не спорят, но у меня как у недурного ценителя не только женского, но и мужского обаяния возникло недоумение, как вообще можно вести коммуникацию с этим безмозглым и похотливым типом, имеющим отвратительный акцент. Не говоря уже о том, чтобы лечь с ним в постель. Да не обидится на меня актёр Рейнхардт: сие смущение адресовано его персонажу, а не ему самому.
Но вернёмся к сюжету. Вера, пока не удостоверившаяся в неверности своего бойфренда, но потихоньку «терзаемая смутными сомнениями», и Эрик приезжают в роскошный загородный дом к Любе (Кристина Бабушкина) и её мужу Илье (Тимур Боканча). Этот дуэт получился по-настоящему контрастным. Илья — низенький и хиленький мужичок, актёришка, живущий в роскоши, но не на свои доходы. Про Любу же точной является такая характеристика: баба — страшнее зверя нету. Амбальная, дотошная, но и где-то доверчивая, это героиня, верящая своему супругу, что тот переписывается с проституткой только ради того, чтобы попонтоваться перед коллегами.
Собственно, герои собираются за городом в канун свадьбы третьей пары персонажей — Нади (Рената Пиотровски) и Саши (Анатолий Руденко). Дождавшись приезда жениха и невесты, дамы и их мужчины группируются в девичник и мальчишник, соответственно, затем джентльмены уезжают на лимузине в клуб, а женщины остаются на природе. Перед этим Илья под натиском Любы, обнаружившей телефонную переписку мужа с «куртизанкой» Марго, успел наплести, что номер телефона работницы по вызову ему дал Эрик, а сам он, в свою очередь, поделился им и с Сашей. Этот тревожный факт, поведанный Любой своим подругам, заставляет их всерьёз побеспокоиться о верности своих благоверных. После приличного количества выпитых гремучих алкогольных смесей Вера и Люба решают вызвать для самих себя эту таинственную соблазнительницу, чтобы попытаться понять её превосходство над ними, а также, возможно, и замочить и закопать в лесу. Как развиваются события дальше, вы узнаете, если отправитесь на сеанс этой картины.
«Я не такой! Я не такая!» — дерзкое смешение высококалорийных напитков, подобное и тому, что происходит в кадре: героиня Кристины Бабушкиной мешает для себя и подруг водку с коньяком и текилой. С первых сцен не возникает сомнений, что история нафантазированная и утрированная. Однако откровенные разговоры приятельниц о сексе и провозглашаемый появляющейся вскоре путаной Маргаритой (Ольга Ефремова) тезис, что людям нужны только секс и деньги, заставляет задуматься кинокритиков о всамделишных проблемах, находящих во всей этой заварухе своё отражение. Это и измены, и сплетни, да и само отношение к браку — как к сожительству или как к таинству.
Фильм не претендует на то, чтобы называться кинематографом в высоком смысле слова: «клюква» и есть «клюква». Стремительно меняющаяся картинка и бьющая по мозгам закадровая громкая музыка, а также вызывающий скорее отторжение, нежели влечение, интимный костюм работницы по вызову — всё это позволило мне на полтора часа ощутить себя в преисподней, о чём не жалею. Почему? Во-первых, с трудом дающийся просмотр такой ленты утверждает богобоязненных зрителей, стремящихся к благочестию, насколько это в их силах, в намерении ни за что не блудить и не сплетничать (собственно, в реальной насыщенной жизни на это особо и времени нет). Правда, для юных неокрепших душ фильм может быть опасным, развратным: и здесь дело не в изображении, а в диалогах, затрагивающих табуированные темы. А во-вторых, после подобного зрительского испытания убеждаешься, как дóроги многократно просматриваемые фильмы, порой изрядно надоедающие, но безобидные и с высоким образом мысли.
И всё же один плюс в фильме есть: наличие пары по-настоящему смешных сцен. В одном случае представлена сцена в режиме слоу-мо: гостья-путана выбирает угощение из холодильника, за её спиной стоит хозяйка дома с суровым лицом, а за кадром в этом время мужским басом звучит медленный речитатив. В другом эпизоде эта же здоровенная героиня Люба, забыв, что у неё в руке пистолет, заказывает в магазине кофе и ловит такси, но и продавец и таксист, увидев грузную бабу с пушкой, незамедлительно и тихо пропадают с её глаз, оставляя ей прилавок и машину, соответственно, пока она оборачивается к подруге Вере.
В заключении хочется отметить, что какие бы ни искать недостатки, присущие общей человеческой природе, важно помнить об уникальности каждого из нас, о том, что не существует двух абсолютно одинаковых людей. И в этом отношении слова «я не такой/я не такая, как другие» имеют неопровержимую силу. Ну а смотреть ли картину Руслана Паушу на основе приведённого выше разбора или не смотреть — решайте сами. Но помните про афоризм: жизнь коротка.