Во-первых, зрителю данной картины, наверное, будет интересно узнать, что означает само название «Куриоса». И решить эту задачу не так просто, так как однозначно принятого определения здесь нет, а авторы статей приводят разные точки зрения. Появление самого понятия относят ко второй половине XIX века, то есть как раз ко времени, в котором разворачивается действие картины. И одно из значений — «раритеты, редкости, такие как эротические и порнографические книги и статьи» (источник — прим. MT). Что ж, нам это значение подходит, так как в основу фильма режиссёр Лу Жене положила реальные фотографические снимки пикантной направленности известного французского поэта и писателя Пьера Луи.

Главная героиня картины Мари (Ноэми Мерлан) — девушка на выданье, влюблённая в Пьера (Нильс Шнайдер) и мечтающая выйти за него замуж. В свою очередь, в Мари влюблены сразу двое — Пьер и его друг Анри (Бенжамен Лаверн). Одновременно с этим Пьер предлагает Анри признаться девушке в любви, чтобы она смогла самостоятельно сделать свой выбор в пользу одного из них. Однако Анри делает ход конём и тайно выкупает Мари у её матери. Но девушку такой ход событий не устраивает, поэтому она решает взять судьбу в свои руки.

«Куриоса» — картина сексуально откровенная, для её героев нет никаких табу. Человеческое тело здесь — предмет искусства, который необходимо задокументировать для потомков. Пьер боготворит фотографию, у него одного из первых появляется портативная камера «Кодак», позволяющая снимать в любых местах. Он коллекционер, в его альбомах сотни снимков бесчисленных моделей в жанре «ню», что само по себе является беспрецедентным событием на рубеже XIX — XX веков. Модели пока не открывают лиц (в отличие от Мари, которая тоже позирует Пьеру), но жители «Прекрасной эпохи» уже разрывают шаблоны и бросают вызов многочисленным запретам. До сексуальной революции ещё далеко: пока она творится за закрытыми дверями салонов и съёмных квартир.

Материал, выбранный режиссёром, весьма актуален и востребован, однако форма, в которой это преподносится, убивает весь замысел. Диалоги в картине, мягко скажем, малопривлекательные. Реплики клишированны и пошлы. Допускаю, что в реальной жизни того времени подобное было возможно, но в XXI веке, когда малейшие проявления розовых соплей на корню уничтожаются стёбом и мемами, такие словесные конструкции вызывают чувство неловкости. Истории героев скомканны, предыстории отсутствуют. Мы не понимаем, какой Мари была до замужества, почему она выбирает путь протеста, эмансипации, были ли у неё для этого предпосылки. К слову, героиня неплохо отыгрывает роль, её лицо — открытая книга, что при этом диссонирует с выбранной ею стратегией поведения независимой женщины. Анри — персонаж, который вызывает недоумение: то джентльменство, что ему приписывают другие персонажи, — обычная безвольность, тряпичность.

Что касается самой режиссуры, то Лу Жене недостаточно воссозданных ею исторических интерьеров, поэтому она решает разбавить действо  псевдокрасивым кадром откуда-то вдруг не пойми взявшегося дерева, например. Из интересных (но не новых) приёмов можно назвать использование современной танцевальной музыки. В декорациях XIX века это создаёт забавный эффект. То же самое можно сказать и про использование в кадре сигарет с фильтром. Само пространство крайне условно, Лу Жене самостоятельно выдумывает всю подоплёку отношений Пьера, Мари и других действующих лиц, поэтому историческим документом происходящее в кадре считать нельзя.

В целом, Лу Жене можно похвалить за смелость интерпретации. В конце концов, это её первый полнометражный художественный фильм — новичкам, наверное, многое прощают.