С 18 по 22 июля в Калужской области проходил международный фестиваль авторской анимации «Бессонница». Сотни любителей и профессионалов этого вида кинематографии каждый год стекаются из разных мест, чтобы провести несколько ночей в компании единомышленников. В этом году фестиваль проходил и на нескольких московских площадках, где мы его и подловили. В московской секции были представлены восемь сборников короткометражных анимационных фильмов, составивших конкурсную программу. 

Мне посчастливилось посмотреть два сборника. Первый альманах получил название «Призраки, улитки и немного клубнички». Звучит странно, но интересно, не правда ли? В сборник вошли целых двенадцать лент, разных по стране происхождения, выбранной тематике и способу анимации, но во многом общих по эмоциональному воздействию, производимому на зрителя, и серьёзности поставленной проблематики. 

Традиционно анимация считается детским видом кинематографии. Невероятно, но это заблуждение сидит во многих из нас до сих пор. Да, возможно, транслируемые образы, созданные с помощью техник анимации, кажутся слишком условными, чтобы быть способными затронуть человеческую душу «по-взрослому». Отчасти это верно, однако что, как не анимация, наилучшим образом аппелирует к нашему иррациональному бессознательному? В этом ключе программа «Бессонницы» подобрана идеально, так как по большей части на экране творится концентрированное безумие, которое по продолжительности сопоставимо, например, с нашими снами. Говорить о сюжетной составляющей программы — дело, безусловно, неблагодарное, так как в данном случае форма представления превалирует над содержанием. Тем не менее, как было сказано выше, в некоторых лентах заложена серьёзная проблематика. 

Например, в картине «Клуб пятнистых» (Франция, 2018) ставится проблема детского насилия в семье и осознания ребёнком этой проблемы. А в ленте «Дедушка» (Франция, 2018) малышу приходится пройти целый путь принятия смерти дедушки, который был для него другом. Есть и прекрасные умозрительные картины, настраивающие зрителя на мечтательный лад. Например, фильм «Среда» (Россия, 2018) демонстрирует летнюю и такую знакомую Москву,  образ которой наполнен подробностями в виде граффити или, например, уже ставшими привычными стойками «Активного гражданина». Картина «Воздушный поток» (Нидерланды, Франция, 2019), завершающая секцию, пожалуй, оставляет неизгладимое впечатление у всех зрителей как минимум своим техническим воплощением: из многочисленных, едва уловимых нитей, симулирующих воздушные потоки, возникают знакомые, обтекаемые образы, случайно встречаемые нами в повседневной жизни. 

«Секс, волки и поиски рая» — ещё  один из сборников, показанных в рамках фестиваля, содержит ещё двенадцать короткометражных анимационных лент. Здесь тоже можно обнаружить пласт волнующих всё человечество вопросов. «Бумага или пластик» (Украина, США, 2018) вскрывает проблему адаптации и принятия отдельно взятого иммигранта, приехавшего в незнакомую страну со своим пресловутым «I have a dream». Лента «Благие намерения» (Великобритания, 2018) обнажает страхи принятия ответственности за совершённое непоправимое, которые начинают буквально разрушать сущность героя. Проблемы одиночества в большом городе решает слон, отставший от других зверей, выпущенных из расформированного зоопарка — это лента «Жук в муравейнике» (Россия, 2018). В финальной картине «Тоомас в Долине Диких Волков» рассматриваются сложные ситуации, в которые может попасть многодетная семья, связанные с поиском новой работы главой семейства и желаемой эмансипацией вечно беременной жены, попадающей из-за этого в секту (вот такое безудержное веселье).  

Подводя итог, отметим, что никакой обзор не заменит вам полноценного просмотра программы своими глазами. Однако мы надеемся, что наши «излияния» помогут обратить ваше внимание на интересные фестивали, которые (по крайней мере) в Москве проходят сплошь и рядом. В общем, не переключайтесь! 

Изображения: CoolConnections