Каких только киновариаций «Человека-невидимки» не было снято более чем за век: от классической голливудской экранизации Джеймса Уэйла 1933 года до советской адаптации (Человек-невидимка (1984), Александр Захаров) и прикосновения таких мэтров кинематографа, как Пол Верховен («Невидимка» (2000)). Казалось бы, ничем новым в этой истории зрителя уже не удивить — история каждый раз отличается лишь антуражем и общей жанровой направленностью. Тем не менее каждая из адаптаций являлась продуктом своего времени, оттого становится не менее интересно — чем же нас удивит очередной пересказ выученного практически наизусть сюжета? Ответ нам предоставил Ли Уоннелл, и его ответ попадает точно в нерв.
О таком персонаже как Ли Уоннелл стали говорить гораздо активнее после выхода его режиссёрского дебюта «Апгрейд» (2018), ведь сценаристов (серии «Пила» (2003, 2004, 2005, 2006) и «Астрал» (2010, 2013, 2015, 2018)) обсуждают не так резво. А обсудить было что — не так часто зрителям выкатывают оригинальный, крепкий и чертовски качественно снятый киберпанк-экшен, к тому же снятый за смешные 5 млн долларов, но выглядящий куда дороже. Куча новаторских приёмов по части экшена, жёсткость и беспощадность фильма по отношению зрителю прекрасно сделали своё дело, вследствие чего «Апгрейд» стал одним из тех неглупых экшенов, за которые не стыдно. Тем интереснее стало ожидание нового прочтения классической фантастики об учёном, который становится незримым для простых смертных, вследствие чего на экране происходит различного рода кавардак. В итоге то, что ожидало нас на выходе, существенно отличается от классических адаптаций. И сейчас разберем почему.
Фильм встречает нас демонстрацией несчастливого брака — главная героиня Сесилия (Элизабет Мосс), показывая неприкрытый страх, сбегает от мужа-тирана Эдриана (Оливер Джексон-Коэн). Супруг-диктатор, ко всему прочему, является гениальным изобретателем, обладающим сопутствующей атрибутикой в виде баснословного капитала, огромного особняка у моря и подвала, полного футуристичных гаджетов, назначение которых мы со временем узнаем. Далее Сесилия узнаёт о том, что её благоверный якобы покончил с собой и выписал ей неплохое наследство, но со временем она понимает – происходит что-то не то. В жизни как главной героини, так и её окружения начинается натуральное «паранормальное явление», имя которому — «Эдриан, муж-абьюзер». Именно эту тему и хотелось бы подчеркнуть. Именно эту тему фильм и подчеркивает, именно эту тему он и демонстрирует. Если отодвинуть на задний план научно-фантастическую основу, то перед нами предстаёт классическая история о жертве домашнего насилия и абьюзивных отношений.
Пока фильм не превращается в экшен, он являет собой крайне напряжённый психологический триллер, граничащий с хоррором. И если присмотреться, то можно увидеть, что значительную часть фильма главный злодей занимается тем, что изводит Сесилию — свою жертву. Он не применяет методов физического насилия напрямую, он действует хитро, чтобы наказать бывшую супругу за провинность, подставить и выставить в глазах окружающих человеком, близким к параноидальной шизофрении, а самому выйти сухим из воды. И на моменте осознания того, что фильм ведется от лица жертвы, происходит настоящий симбиоз — этому способствуют весьма оригинальные операторские приёмы, тревожный саундтрек, а также просто великолепная работа с саунд-дизайном и освещением. Всё в фильме работает на максимальное погружение в пускай локальную на экране, но актуальную во всём мире историю.
Помимо вышеописанного, «Человек-невидимка» Ли Уоннелла не раз удивит вас во время просмотра. Необычные повороты, умелая работа с классическими клише, постоянное нарастание напряжения и темпа картины — всё сделано на ура. Но важнее всего то, что тут была представлена серьёзная проблема, которая очень явно выделяет, казалось бы, «очередную» адаптацию среди списка одноимённых фильмов.
Изображения: NBCUniversal