Впервые о таком проекте, как «Вратарь галактики», я услышал в 2017 году. Мне удалось пообщаться с человеком, который приложил руку к прекрасной компьютерной графике в фильме «Притяжение» (2017, реж. Ф. Бондарчук). Его слова звучали примерно так: «Мы работаем над одним секретным проектом, это будет что-то на совершенно другом уровне. "Вратарь галактики" называется. И он снесёт вам башню». После этого мне стало интересно, что же это за крышесносный проект, о котором ни слуху ни духу. Немного времени в поисковиках дали немного информации — есть такой фильм, запущен в производство в 2016 году, всё ещё подробностей мало, нет даже кадров. Только парочка унылых видосов с питчинга. Окей, подумал я, — будем ждать. Затем появлялись первые кадры, немного новой инфы, после появился ужасный тизер, намекающий на незнание авторами слова «клише»… Были также статьи про то, во что превратилось производство (напоминающее масштабную стройку к сочинской Олимпиаде, когда протекающие дыры в объектах затыкали пачками бюджетных денег), затем, наконец, первый трейлер и объявленная дата выхода. Наконец-то! Что ж, предысторию мы вам рассказали, теперь пойдет сам сюжет.

Фото ©️ СТВ

У режиссёра Джаника Файзиева имеется довольно прочный кредит доверия, ведь все мы помним зрелищный и насыщенный «Турецкий гамбит» (2005), приподнявший общую планку отечественного кино. Хотя надо сказать, что следующие его работы «Август. Восьмого» (2012) и «Легенда о Коловрате» (2017) получили крайне противоречивые оценки как критиков, так и зрителей. И тут он становится автором проекта настолько амбициозного, что претворить его в жизнь в масштабах и реалиях российского кинематографа фантастически сложно. Тем не менее он попытался, и попытка эта длилась без малого шесть лет, угрожая создателям кануть в пучины производственного ада, поглощая несметные ресурсы как государственных, так и частных бюджетов. Наступил момент, когда долгожданный «Вратарь галактики» (2020) вышел в свет, а мы можем по достоинству оценить старания всей съёмочной команды.

Сюжет прост как дважды два: во время глобальных разборок Добра и Зла случился катаклизм, случайно задевший нашу скромную планету, сместив полюса и уничтожив сложившийся мировой порядок. Главный злодей теперь находится в импровизированной тюрьме где-то в недрах Земли, а над ним построен огромный стадион, где наделённые способностями к телепортации спортсмены (так называемые атлеты) играют в Космобол — некое подобие нашего любимого футбола. Главным героем оказывается обычный безработный парень Антон (Евгений Романцов), который спустя некоторое время оказывается совсем не обычным, а вследствие чего уже не безработным, ведь теперь ему надо играть в космобол, а заодно спасать мир, без этого никуда.

Фото ©️ СТВ

Казалось бы, именно на этом можно было бы закончить знакомство с фильмом, ведь мы такое слышали и видели десятки, сотни, а может, и тысячи раз (тут у кого как). История настолько классическая, что насмотренный зритель может предсказать сюжет с точностью до секунды.  И именно в этом всплывает главная слабость фильма — он безбожно устарел. Чувствуется, что сценарий фильма писался по списанным голливудским учебникам «Эпические блокбастеры для чайников» 90-х годов: все эти фразы, интонации, пафос, от которого порой может стошнить фейерверком — всё это было тысячи раз переработано, деконструировано и обыграно более прогрессивными авторами. Фильм мог бы получиться совсем другим (в лучшую сторону), если бы Джаник и команда хотя бы на секунду сделали лицо несколько попроще. Такое чувство, что чем больше становится бюджет российского фильма, тем скуднее становятся решения в его реализации. В фильме все элементы подаются на настолько «серьезных щщах», что порой зрителю может показаться, что он на любительской театральной постановке, так усердно морщат лбы и повторяют заученные шутки актёры (а голос в голове говорит «не верю»).

Графика. Графика есть альфа и омега «Вратаря галактики». Догнать и перегнать Голливуд! Только вот сделать с нуля блокбастер, технический уровень которого не ниже голливудского, с бюджетом в 15 млн долларов не выйдет. Для российского кино это огромные деньги. Для западного — более чем скромные средства, на которые снять можно разве что подростковую комедию. Тем не менее старания специалистов по CGI чувствовались — ибо графику банально втирают зрителю в глаза, увернуться не выйдет. Конечно, не всё так плохо, но недостаток бюджета, времени и трудовых ресурсов чувствуется, когда с открывающих титров нас встречают рожицы, похожие на персонажей видеоигр середины нулевых. Ладно, к этому быстро привыкаешь, главное, чтобы в зале не оказалось эпилептиков.

Фото ©️ СТВ

Как уже было сказано ранее — фильм безумно устарел. Шесть лет съёмок и постпродакшена явно сыграли ему не на пользу. Хотя знаете, выйди «Вратарь галактики» лет пять назад — он бы все равно был морально старым. В самых кассовых мировых проектах авторы давно поняли, что суть фильма далеко не в его яркости, красочности и обилии спецэффектов, суть — в качественной истории, которая держит зрителя до самого финала, заставляет задуматься, за тех ли он болеет, как решить эту сюжетную проблему и как дальше с этим жить персонажу, на какую жертву ему придется пойти ради победы или банально выживания. Здесь же у нас хрестоматийная история «не такого как все» героя, которому случайно достались способности. Также в комплекте классический картонный злодей, который хочет ни много ни мало «завладеть силой звёзд и построить идеальную вселенную» (я не шучу, такое реально поднимается в фильме). Знакомо, не правда ли? Имеется куча визуальных образов, которые хоть и частично, но были подрезаны из различных источников вроде видеоигр и других фантастических фильмов.

Но больше всего поражает то, что несмотря на всё вышеперечисленное ты ощущаешь, что люди действительно старались. «Вратарь галактики» ни в коем случае нельзя назвать халтурой, как большинство российских массовых фильмов. Пусть на выходе мы получили безумно дорогой, цветастый, пафосный проходняк (который ближайший месяц будет не слезать с таблоидов и Первого канала), но сделанный с душой. Да, это далеко не лучший фильм для насмотренных зрителей (вам будет больно и стыдно, простите), но он может стать прекрасным приключением для их детей. Действительно, Джаник и компания позиционируют фильм именно как семейное кино, и с этой ролью фильм прекрасно справляется. Отбросив все вышеперечисленные минусы, мы получаем хоть и наивный, но добрый и приятный фильм, после которого остаётся хоть местами противоречивое, но позитивное послевкусие. Так что берите детей в охапку, попкорн подмышку и бегом в кино, дарить юным зрителям впечатления, по которым каждый из нас изголодался за время самоизоляции. Уверен, свою долю положительных эмоций вы точно получите.

«Вратарь галактики» (2020): в кинотеатрах с 27 августа.