«Назир» (2020) — вторая полнометражная картина двадцатисемилетнего режиссёра из Индии Аруна Картика. Премьера фильма состоялась на фестивале в Роттердаме в самом начале этого года. Арун Картик является одним из перспективных режиссёров индийского независимого кинематографа. Финансовую помощь для производства фильма оказал Hubert Bals Fund (фонд при Роттердамском фестивале), который известен своей поддержкой многих режиссёров «медленного кино» из Латинской Америки и Азии.
Фильм основан на коротком рассказе индийского актёра, продюсера и политика Дилипа Кумара «История клерка». Действие картины разворачивается на юге Индии в городе Коимбатур, штате Тамилнад. В течение скромного хронометража продолжительностью 85 минут нам предстоит прожить один день вместе с главным героем Назиром (Валаване Каумаране). Это будет в целом непримечательный день, наполненный рутиной обычного рабочего семьянина. Назир трудится в рыночной лавке, в которой продают сари. Бесконечное количество ткани самых ярких цветов и узоров в кадре поглотит внимание зрителя подобно калейдоскопу. Весь фильм будет именно таким — ярким и притягательным, позволяющим подолгу рассматривать каждый кадр, прочувствовать каждый звук, прожить каждый момент вместе с Назиром, который, несмотря на необходимость заниматься скучным ремеслом, в душе является поэтом, философом и тонко чувствующим человеком, бесконечно любящим свою семью и скучающим по жене, уехавшей от него всего лишь утром.
Тем не менее поэтика фильма не способна будет полностью оттенить пул проблем, с которыми приходится иметь дело Назиру. Племянник Назира, забота о котором легла на его плечи, — подросток с особенностями развития, которому требуется специальный уход и особая школа, его мать, проживающая в доме сына, страдает от раковых болей и нуждается в неотложной медицинской помощи. Семья Назира исповедует ислам, являющийся в этой части Индии религией меньшинства. Мусульмане здесь систематически подвергаются гонениям. Во время прогулок Назира по городу, где проходят шествия по случаю праздника индуистского бога Ганеши, мы будем слышать то громкие, то приглушённые призывы о необходимости единой религии для всей Индии. Назир, чувствуя, как сгущаются тучи над его семьёй, всё чаще будет задумываться о возможном переезде в Абу-Даби, где мусульманам не угрожает серьёзная опасность.
Режиссёр фильма выстраивает неспешный темп, прибегая к съёмке длинными планами, ослабленному нарративу, в котором отсутствует динамически развивающийся рассказ, акценту на обыденность, применению преимущественно стационарной камеры. Все эти приёмы, являющиеся характеристиками «медленного кино», срабатывают на контрасте в кульминационной части фильма, когда в кадр неожиданно врываются десятки разъярённых людей, в одночасье пошатнувших мироздание отдельно взятого человека. Камера сорвётся с мёртвой точки и растворится в неистовой толпе, которая намерена вершить «правосудие» своими силами здесь и сейчас. После минувшего выплеска концентрированной энергии камера снова вернётся в статику, чтобы на этот раз впечатать в зрителя финальный кадр, оглушающий своим трагизмом и безмолвием. «Что есть жизнь, если не одиночество и молчание?»
Фильм «Назир» из конкурсной программы фестиваля «Зеркало» доступен с 16:00 25 июня до 23:59 26 июня в онлайн-кинотеатре tvzavr.