Оз­на­комить­ся с ци­тата­ми с пресс-кон­фе­рен­ции, пос­вя­щён­ной филь­му, мож­но здесь.

Главное достоинство кинопроизведения, обращённого к конкретным историческим событиям, состоит не в детальной документально-вещественной фактологии, а в передаче атмосферы затрагиваемой эпохи, духа времени, чувства той реальности, в которую публика, не заставшая жизнь воспроизводимого на экране времени, непринуждённо поверит. Андрей Сергеевич Кончаловский, хорошо это понимая, в работе над исторической драмой «Дорогие товарищи!» (2020) руководствовался прежде всего правильно подобранными несовременными советскими лицами и узнаваемыми старшим поколением (молодёжью же — в основном по учебникам истории) предметами быта, служащими верными приметами оттепельного мира. О расстреле мирных демонстрантов, протестовавших против повышения цен на продовольствие и снижения зарплаты, в Новочеркасске в 1962 году даже сегодняшним жителям этого города в Ростовской области известно немного. Обращение кинематографиста к массовой трагедии, остававшейся засекреченной вплоть до распада СССР, если и не побудит интереса у современников к изучению тех событий, то точно заставит задуматься об отношениях власти и народа и печальном окаянном роке, преследующем Россию, наверное, с её рождения.

Подавление демонстрации рабочих «Новочеркасского электровозостроительного завода» путём разгона силами армии и расстрела снайперами КГБ в фильме воссоздано глазами женщины-партработника, заведующей сектором горкома Людмилы Сёминой (Юлия Высоцкая). Эта героиня — фронтовичка, мать-одиночка, живущая с 18-летней дочерью-студенткой (Юлия Бурова) и дедом-казаком (Сергей Эрлиш). Это образ честного строителя коммунизма, искренне верящего в заветы Сталина (именно его, не Ленина), культ личности которого к этому времени уже был разоблачён. Расстрел рабочих происходит после того, как бастующие окружают здание горкома и создают угрозу жизни находящихся внутри членов горкома — именно такое ощущение возникает, когда окна кабинета, где собрались номенклатурные служащие, с ужасающим треском разбиваются тяжёлыми предметами. По указу Хрущёва на место происшествия из центра прибывает Правительственная комиссия для разрешения сложившейся ситуации. На заседании этой комиссии, куда благополучно эвакуировали местных партработников, Сёмина, не сдержав своего негодования в сидящей в помещении кучке власть имущих, решительно заявляет о необходимости ареста демонстрантов и привлечения зачинщиков к «высшей мере наказания».

Фото ©️ Саша Гусов / Продюсерский центр Андрея Кончаловского

По логике данного сюжетного поворота, являющегося, разумеется, вымыслом, рождённым на основе стенограммы партсобрания, именно главная героиня и произвела ключевой толчок к кровопролитию, поскольку за минуту до её заявления, сделанного в состоянии аффекта, первый заместитель председателя Совета Министров СССР Анастас Микоян предложил прежде времени «не сгущать обстановку», а дождаться следующего дня и попытаться ещё раз наладить диалог с народом. Как бы то ни было, происходит гибель и арест граждан, блокировка города и тотальный запрет на разглашение сведений о случившемся. В этом эпическом ужасе наша героиня, поняв свою роковую ошибку и вспомнив о намерении дочери (которая накануне из-за ссоры с матерью покинула дом) примкнуть к толпе рабочих, претерпевает крах своего прежнего мировоззрения и отчаянно ищет своего ребёнка — у соседей, в морге, в больнице. И тут на первый план с главной героиней выходит старший оперуполномоченный новочеркасского УКГБ Виктор (Андрей Гусев), хладнокровно пресекающий возможную утечку запретной информации, который в то же время так же хладнокровно проникается сочувствием к Сёминой и с риском для собственного благополучия помогает ей в поиске дочери.

Новый фильм Андрея Кончаловского заслуживает права именоваться шедевром нового времени. Это путеводная кинематографическая фреска, отрезвляющая русский ум пониманием беспросветного продолжения мира «на крови» и перемещающая сознание современника в нераскрытые ранее в искусстве стороны жизни в СССР. Почему-то в ряде рецензий на «Дорогих товарищей!» уделяется внимание фразе старого казака о том, что «на Дону Бога нет», но ни в одной из них не упоминаются ключевые кадры богообщения главной героини. Имея в опустошённом произошедшим расстрелом душевном сосуде горсточку надежды на то, что её дочь может быть жива, Сёмина в слезах взывает к Всевышнему о помощи хотя бы в том, чтобы пережить ей возможную потерю самого близкого человека и просто узнать об участи дочери. В итоге её обращение не остаётся безответным, и она это понимает.

16+ «Дорогие товарищи!» (2020): в прокате с 12 ноября.