«Он мог вскочить с кровати,
Схватить фотоаппарат и навести…
И выходили сокровища».
Брюс Таламон, фотограф
«Джим Маршалл: Рок-н-ролл в объективе» — фильм документалиста Альфреда Джорджа Бэйли о фотографе Джиме Маршалле. Джима Маршалла называют «легендарным» (и это правда), но вы вполне можете его и не знать. Зато с очень большой вероятностью вы видели его фотографии. Даже если вы не любите битлов, презираете хиппи с их многочисленными фестивалями, безразличны к Бобу Дилану и понятия не имеете, кто такие Джон Колтрейн и Майлз Дэвис, вы всё равно видели фотографии Джима Маршалла потому, что шестидесятые были временем взрыва музыки, кино и искусства, и Джим Маршалл запечатлел это время, самую его суть.
«Это был тот краткий миг, когда вы действительно были свободны делать и говорить, что хотели, быть, кем хотели»
Брюс Таламон, фотограф, писатель, журналист, друг
Что может вызвать мурашки, когда жизнь вокруг замерла в надежде, что не случится ни физической, ни экономической смерти? Первые десять минут фильма «Джим Маршалл: Рок-н-ролл в объективе». Эти десять минутой погружают в мир молодости, любви и переполненных улиц шестидесятых.
«Каким бы ни был дух времени шестидесятых, Джим Маршалл дышал им с самого начала»
Джоэл Селвин, журналист и писатель
Знаете, чем наполнено хорошее документальное кино про музыкантов? Нетрудно угадать — музыкой. А хорошее документальное кино про фотографа — фотографиями. И это очень важно. Если вы хотите посмотреть документальное кино про музыкальную эпоху шестидесятых-семидесятых — то вам не сюда. Фильм о Маршалле — это фильм о художнике. Он снимал музыкантов вне сцены, раскрывая их душу. Состояние, их место в том мире, тот мир с этими людьми. Джим Маршалл фотографировал время и одновременно с ним нечто вневременное — душу людей, которые его окружали. И калейдоскоп фотографий, который протекает перед глазами зрителя под рассказ близких к Маршаллу людей, позволяет это почувствовать и узнать, как это происходило, почему Джим оказывался в самом центре музыкальных событий, в самой близости к музыкальным иконам. Джим Маршалл — художник, равный тем, кого он фотографировал.
«Мне всегда нравились машины, оружие и фотоаппараты. Машины и оружие принесли мне кучу проблем, а фотоаппараты — нет»
Джим Маршалл
У Джима Маршалла был непростой жизненный путь. Непростое детство, непростая личная жизнь, профессиональная гениальность и удача оказываться в нужном месте в нужное время, а в какой-то момент что-то пошло не так. Обо всё этом вы узнаете в фильме. Но что особенного предлагает нам Альфред Джордж Бэйли, кроме тщательно и скурпулёзно подобранной информации? Удивительное дело, но нам предлагают кино, которое в дотошном любителе кинематографичности (то есть мне) вызывает желание смотреть и смотреть (ещё! ещё!) фотографию как некий нетипичный и чуждый кинопространству объект искусства, который рассказывает мне историю с невиданной раннее глубиной.
Фотографии Джима Маршалла содержат больше движения, чем само кино. Движение в фотографиях и смена самих фотографий задают ритм и создают кинематографичность документальному фильму. В середине второй минуты фильма есть классная монтажная склейка: Джим Маршалл спиной к объективу кинокамеры заходит в здание, толкает вертушку дверей — и зритель попадает в яркий мир шестидесятых. Эта несложная склейка бьёт током (если вы любите кино так же, как я). А дальше сплетаются в одно кино и Джим, который сам рассказывает о себе (чудесные архивные кадры), и люди (среди многих друзей, писателей, журналистов и фотографов затесался и актёр Майкл Дуглас), и время-пространство рок-н-ролла. А ещё очень классные фотографии о том, как Маршалл снимал свои классные фотографии!
Вы можете любить фотографию, можете любить ту уже далёкую эпоху, можете любить кино или просто любой художественный опыт, рассказывающий нам о мире — всё это сложилось в фильме Альфреда Джорджа Бэйли «Джим Маршалл: Рок-н-ролл в объективе». Так что смотрите, друзья мои, смотрите.
Фильм Альфреда Джорджа Бэйли «Джим Маршалл: Рок-н-ролл в объективе» уже доступен в онлайн-кинотеатрах.
Изображения: Вольга