Новый фильм Декстера Флетчера «Рокетмен» (2019)  рассказывает о становлении певца Элтона Джона (Тэрон Эджертон). Картина следует конструкции фильма-исповеди: главный герой рассказывает N-ному количеству людей историю своей жизни: при каких обстоятельствах он стал тем, кем в итоге стал.

В начале рецензии нельзя не затронуть тему, означенную выше. По решению прокатчика фильма в России кинокомпании «Централ Партнершип» из фильма было удалено около пяти минут экранного времени. В корзину оказались выброшены сцены злоупотребления алкоголем, наркотические трипы, секс и любые иные проявления интимных отношений между мужчинами. При этом стоит отметить, что, несмотря на этот «жест», фильм по-прежнему имеет цензор «18+». Где логика? Этот вопрос оставим, видимо, для разрешения нашим потомкам. На сразу посыпавшиеся комментарии компания ответила, что действовала в рамках законодательства РФ. Однако в Министерстве культуры заметили, что указания на «резку» фильма дано не было, и цензура — это личная инициатива компании-прокатчика. Думается, что «Централ Партнершип» купированием фильма решила расширить его аудиторию и, соответственно, загрести побольше денег в карман. Но будет ли окупаться неумело порезанная копия? Ведь это всё равно что вырезать из «Явления Христа народу» Александра Иванова фигуру Иисуса Христа — теряется композиционный и смысловой центр. С «Рокетменом» аналогичная ситуация. Вырезаны самые важные эпизоды, влияющие на жизнь и становление британского певца. Казалось бы, ну не показали зрителю постельную сцену между Элтоном Джоном и его менеджером (Ричард Мэдден) или сцены измены последнего с официантом. Фигня вопрос! Но есть одно большое «но»: без этих сцен сюжетная канва фильма рушится, и это очень хорошо видно невооружённым глазом. Без вырезанных сцен непонятна мотивация героев, их поступки и разговоры. Так, например, в одном из диалогов упоминается о гомосексуальности Элтона Джона, но при этом ни разу за весь хронометраж фильма до момента разговора это визуально не продемонстрировано. То есть получается, что вот так с бухты-барахты один из друзей Элтона возьми да и обзови певца геем. Также местами хромает и монтаж фильма: из-за попытки вырезать определённую сцену он сам становится рваным, а переходы — резкими и необоснованными (возникает ощущение, что между двумя эпизодами явно что-то было). Ещё один важный момент, пострадавший от ножниц отечественных цензоров, — финальный титр. В оригинальной версии в титре было размещено фото Элтона Джона вместе со своим супругом. Текст титра сообщал, что певец счастлив в браке и воспитывает с супругом детишек. Красной нитью сквозь фильм проходит тема Элтона Джона, обречённого на одиночество; в частности, слова об этом бросает певцу его мать (Брайс Даллас Ховард), а отец (Стивен Макинтош) всей своей холодностью показывает отрицание выбора карьеры сына. Оригинальный титр свидетельствовал о том, что сэр Элтон стал счастлив, приняв себя таким, какой он есть, несмотря на слова матери и безразличие отца.

И самое главное! Наличие означенных выше сцен в фильме требовал сам Элтон Джон. «Моя жизнь не была PG-13» (цензор PG-13: детям до 13 лет просмотр фильма не желателен), — говорил певец о своей жизни, настаивая на полной откровенности в фильме. Это — обнажение души перед тысячами людей, которое российский прокатчик просто слил в помойку.

Нужно отметить, что действия российских цензоров не остались без внимания. Первыми отметили расхождение российской и международной версий журналист Михаил Козырев и кинокритик Антон Долин, представлявшие фильм на предпоказе в кинотеатре «Октябрь» 30 мая (ссылка — прим. MT). Позднее стало известно, что на цензуру фильма в России отреагировали и создатели фильма, и сам сэр Элтон Джон (ссылка — прим. MT). Авторский состав MAD TOSBY возмущён (редакционный тоже! — прим. MT) и надеется на разрешение сложившейся ситуации в лучшую сторону (на данный момент известно, что сеть кинотеатров «Пионер» намеревается показать полную версию фильма с субтитрами).

Но при большом минусе сюжетной и драматургической составляющей (и то допущенной не по вине лиц, причастных к созданию картины) стоит отметить достаточное количество положительных моментов.

Во-первых, подача биографии певца в форме мюзикла через его собственные песни. В одной из сцен звукорежиссёр, будущая супруга певца, заметила, что песни Элтона Джона очень откровенны и честны. Это действительно так. И как ещё рассказать правдивую историю, если не с их помощью (с лёгким оттенком художественной правды, разумеется)? Иногда песня скажет больше, чем самый великолепно прописанный и многокилометровый диалог. Сцены с песнями выполнены в лучших традициях киномюзиклов: много песен, много танцев, много динамики. Сами песни очень точно подобраны и отлично передают эмоции главных героев в определённые моменты. А жизнеутверждающий эпизод после выписки из больницы почти (если не покадрово) копирует стиль и эстетику клипа на песню «I’m Still Standing» (она же в данном эпизоде и исполняется).

Во-вторых, ностальгических ноток картине добавляет приглушённая тёплая желтоватая гамма, создающая эффект выцветших старых фотографий.

В-третьих, это мелкие детали, дающие определённые коннотации, по которым зритель понимает, в каком году происходит действие, что именно происходит и т.д. Ваш покорный слуга — битломан со стажем, поэтому я не могла не заметить характерные костюмы без воротника на участниках аккомпанирующей группы, в которой на заре певческой карьеры играл Элтон Джон (тогда ещё Реджинальд Дуайт). Сразу понимаешь, что все косят под «Битлз», которые уже популярны, — следовательно, вырисовывается временной промежуток примерно 1962—1963 года.

В-четвёртых, было бы преступлением не упомянуть об исполнителе главной роли Тэроне Эджертоне. Молодому актёру удалось точно перенять манеру поведения Элтона Джона на сцене. Актёрская игра очень убедительна: зритель видит не идола молодёжи, а живого человека, борющегося со своими проблемами и внутренними демонами.

В целом, если не принимать во внимание меры, не зависящие от воли создателей фильма, «Рокетмен» — это не просто биография, это драма, облачённая в оболочку мюзикла. Драма человека, оставшегося наедине с собой без помощи близких и окружающих. Человека, стесняющегося признать свою сущность и принять себя таким, какой он есть.


Троллим кинокомпании тонко совместно с
Кинотеатр Поклонка