Вернувшийся из армии Саня (Александр Головин) по кличке Чистый делает предложение свой девушке Инне (Анна Андрусенко). Перед свадьбой к Инне из столицы приезжает давняя подруга Василиса (Маргарита Аброськина). Между Саней и Инной периодически возникает непонимание: служивший в десанте Саня категорически против компромиссов, а Инна — типичная принцесса, которая не любит решать вопросы. Не согласовав ситуацию с Инной, Саня решает отпраздновать мальчишник в съёмном загородном доме вместе со своими друзьями — отвязным Колбасой (Владимир Аверьянов) и скромным инвалидом Ламбадой (Александр Тарасов). Решив расслабиться, ребята обращаются к дилеру (Алексей Маслодудов) за травой, хоть хозяин (Михаил Горевой) и предупреждает ребят о нехорошей ауре: почти все пьянки в доме заканчивались поножовщиной или драками. Друзья цепляют двух девчонок-близняшек и решают замутить травки. Но так как в Беларуси с этим непросто (больше половины заключенных — молодежь по наркотическим статьям), барыга предлагает бычий кайф — химический спайс. Наивные ребята не смотрели YouTube и потому подписались под психопатический треш.
Аналогия с Квентином Тарантино и Робертом Родригесом проскальзывает с первых кадров. Фильм начинается с отвлечённого диалога двух омоновцев, напоминающего знаменитую болтовню про чаевые из «Бешеных псов» (1992). На вступительных титрах звучит слегка подзабытая, но не теряющего своего шарма “Run Through the Jungle” культовых Creedence Clearwater Revival. Однако Тарантино быстро заканчивается — в фильме нет его литературности, юмора и поэтичности, что слегка напоминает фанатские оммажи середины двухтысячных без глубокого понимания творчества. Дальше только Роберт Родригес с кровавой буффонадой и молодёжной истерией выживания.
У этой эклектики есть страшная предыстория. В 2015 году два жителя Гомеля, двадцатидевятилетний Александр и двадцатиоднолетний Максим, были осуждены на 11 и 15 лет соответственно — за истязание, будучи в состоянии опьянения, третьего друга — двадцатитрёхлетнего Дмитрия, которому вырезали оба глаза. Все трое находились в неадекватном состоянии, следствие установило употребление спайсов, которые один из задержанных выдал за обычную марихуану. Авторы расширили эту историю до вышедшего из-под контроля мальчишника с привычными атрибутами жанра — разборки внутри пары, множество добавленных героев, криминальная линия, капли пошлости и чернухи. Но проблема в том, что даже далёкие от наркотиков люди не могли не слышать про спайс-эпидемию, наводнившую СНГ в начале 2010-х годов. По сети и даже федеральному ТВ распространяли ролики про употреблявших спайс. Примером острых состояний является отключение мозговой деятельности, которое влечет превращение в животное, исходящее слюнями и не способное в принципе разговаривать. Обычно передозировка спайсами проходит в состоянии анабиоза — человек просто лежит на одном месте, не способный двигаться и адекватно управлять своим телом.
В реальную историю, произошедшую в Гомеле, можно поверить — скорее всего, молодые люди вырезали глаза своему другу, лежа рядом на одном диване, еле шевеля конечностями, не отдавая отчета своим действиям, и основной трип происходил внутри комнаты. Авторы же усложнили действие, взяли за пространство фильма не одну комнату, а целый участок, добавили героинь и даже сторонних свидетелей, а героев превратили в психопатов. Получилась слишком витиеватая конструкция для такого простого и мусорного наркотика, как спайс. Всё это с трудом коррелируется с реальностью, даже если рассмотреть эту историю как утрирование факта, что наркотики — это зло. Происходящее действие больше напоминает бэд-трип от злых психоделических веществ, но в этом случае необходимо глубже раскрывать взаимоотношения героев, как, например, в фильме «Солнцестояние» (2019), — чтобы объяснить их внезапные психопатичные состояния, поднять экосистему дружбы. Авторы загнали себя в ловушку, по сути сняв реконструкцию, но недостаточно наделив её человеческими отношениями, не разбавляя кровавую мокруху погружением в психику героев, что очень важно при иллюстрации наркотического угара. Получилось не совсем реалистично для реконструкции и недостаточно выразительно для художественного фильма. Что, впрочем, не отменяет общего ощущения от просмотра — бычий кайф спайса и его низкая природа, превращающая людей в дурачков.
При этом повествование ведёт выверенная и ровная режиссура. Диалоги и взаимодействие характеров следуют одним законам, выдержаны паузы, разговоры прерываются абсолютной тишиной. Авторам удалось построить своё пространство картины и избавиться от национальной принадлежности. Как примеры: полиция — это омоновцы, патрулирующие улицы в краповых беретах, изменены номера, не упоминаются страна и топонимы, а дом будто находится внутри бесконечной ночной пустоты. Если отбросить общую атмосферу сделанного фанатами, но упакованного якобы в профессиональное кино фильма, — актёрам удалось поймать общее настроение проекта и сыграть как весёлый ансамбль. Возможно, «Спайс бойз» (2020) опоздал с выходом на пять-семь лет, но реинкарнация настроений двухтысячных и флёр вписочных движух всегда заслуживают снисхождения в стремительно меняющийся век.
18+ «Спайс бойз» (2020): в прокате с 22 октября.