Историческая зарисовка: XVI век. Мексика — испанская колония. Индейский вождь Франциско Тенамастли (и даже не спрашивайте у меня, почему у индейского вождя такое необычное имя), которого играет Теноч Уэрта, становится предводителем восстания индейцев против бесчинства испанских управляющих. Тенамастли арестовали и собираются судить.

Здесь берёт начало мексиканский фильм «Груз» («La carga») режиссёра Алана Йонсона, 2016 год.

Монахи-францисканцы защищают Тенамастли и пытаются добиться, чтобы его отвезли на суд в Испанию, потому что очевидно, что там у него больше шансов на справедливый суд.

Испанский управляющий, против которого был поднят бунт, — настоящий злодей (Эусебио Ласаро). Он не только не даёт никакой жизни индейцам, но ещё ради золота убил мужа своей дочери. Дочь Элиса (прекрасная Мария Вельверде) об этом знает, и у неё есть доказательства. И она вступает в сговор с францисканцами против своего отца, чтобы отомстить за мужа, а попутно спасти Тенамастли.

Итак, задача: доставить Элису (живой) до побережья, где она сядет на корабль, идущий (по воде) в Испанию.

Исполнитель: индеец-носильщик Пайнали в исполнении Горасио Гарсиа Рохаса (для них даже специальное слово есть — тамеме), с античным телом, прикрытым лишь полоской ткани, для которого Элиса — очередной груз.

Плюс целая толпа злодеев, преследующих беглянку. У злодеев бы ничего не вышло, если бы не Итсмин — брат Пайнали. Испытывая неприкрытую ненависть к брату, Итсмин (Херардо Тарасена) присоединяется к испанцам и помогает им догонять Элису. Приключения начинаются.

Есть такой популярный творческий метод: переносить классические сюжеты в современную реальность. Создатели фильма «Груз» посмотрели с другой стороны и перенесли неклассический сюжет «Перевозчика» в прошлое. И это не просто фабула приключенческого фильма: одни убегают, другие догоняют. Нет, совпадения шире. У нас есть настоящий профессионал по доставке грузов: быстро, безопасно и за деньги. Грузом однажды неожиданно оказывается живая и прекрасная девушка, которая стала инструментом политической игры. И в какой-то момент исполнитель понимает, что уже не может отказаться от этой работы, и более того, будет делать её бесплатно.

А теперь найдём несколько отличий. Не зря Пайнали — носильщик, а не перевозчик: будете смеяться, но Пайнали в буквальном смысле добрую половину фильма носит Элису на себе. У Стэйтема было страшное оружие — костюм, при помощи которого он побеждал в поединке кучу злодеев. Пайнали рассекает весь фильм голышом: ни костюма, ни ружья, только мачете. Поэтому Пайнали не дерётся, а убегает, чтобы вернуться в ночи и всех убить. И, в отличие от «Перевозчика», убитых будет много и не только со стороны злодеев: драматический градус к концу фильма всё повышается.

Фильм «Груз» позиционируют как историческое кино, но я бы сказала, что это типичный представитель жанра приключенческих фильмов. Высокий идеал свободы, за которым бегут герои и активно продвигают его в своих диалогах, — лишь повод два с лишним часа показывать и смотреть на сильные плечи и красивые губы. Ни исторической, ни морально-нравственной рефлексии кино не вызывает, может, просто и не пытается. И даже сюжет нас не убеждает. Мы видим кучу народа, убитого ради Тенамастли. Казалось бы, ну вот же оно! Будь свободным или умри! Но… даже не очень вдумчивый зритель обнаружит, что никаких трупов бы не было, если бы когда-то до начала фильма Пайнали не увёл женщину у своего брата Итсмина (Привет, «Пятый элемент» (1997): любовь не спасёт мир!).

Хорошая игра актёров, качественные съёмки, увлекательная игра в догонялки — вот что предлагает нам фильм «Груз». Если это то, что вам нужно, — милости просим. Но автор колонки предупреждает: пусть вас не вводят в заблуждение голые индейцы, секса не будет!


Фестиваль ибероамериканского кино
Больше информации о I Фестивале ибероамериканского кино — на официальном сайте