Разве не чудесно взять и рвануть в путешествие в несколько сотен километров вместе с женой? Встретить на пути всяких иностранцев, не раз побывать на грани жизни и смерти и прийти к цели, поменяв свои взгляды? Кто-то от одних этих слов готов паковать чемоданы. Но что если человека в это путешествие вынуждает отправиться не стремление посмотреть другие края, а желание спокойно похоронить сына?
Открытие фестиваля польского кино «Висла» собрало 23 мая полный до отказа зал «Иллюзиона». За часовое представление всевозможных послов, организаторов и участников, чья патетика каждый раз вызывала бурю оваций (отчасти, возможно, благодаря подсказкам участливого конферансье), зрители были награждены великолепным фильмом Яна Якуба Кольски «Помилование».
Чтобы до конца понять фильм, нужно немного знать исторический контекст, в котором происходят события — в этом заключается очень важный для картины момент. Исторически Польшу освобождали две армии: Армия Людова, поддерживаемая Советским Союзом, и Армия Крайова — подпольная армия, подчиняющаяся польскому правительству в изгнании. И покойный сын двух главных героев служил именно во второй.
С первых же кадров картина кажется какой-то медленной сказкой, в которой обычные съёмки перемежаются со съёмками на 16-мм камеру, а виды природы завораживают. Думается, что во многом это заслуга именно пана Кольски, известного польского режиссёра, который является в фильме не только режиссёром, но и сценаристом и одним из операторов. На красоту некоторых сцен можно любоваться бесконечно (что-то можно, например, даже поставить на рабочий стол компьютера). Леса, реки, поля, дикие животные — всё в кадре смотрится очень естественно и хорошо подчёркивает главную мысль фильма, красной линией проходящую через весь хронометраж.
Гражина Бленцка-Кольска (Ханна), Ян Янковский (её муж Якуб) и Михал Калета (беглый немец), исполнители главных ролей, идеально смогли передать те чувства и эмоции, которые явились, пожалуй, тем, ради чего и стоит смотреть фильм. Диалогов критически немного, но действие раскрывается само собой — как будто это и есть естественный ход событий.
Вообще слово «естественный» очень характерно для этой картины. Природа и её явления, люди со своими слабостями и предрассудками, добротой и состраданием, идеологии со всеми крайностями и адептами. Фильм наполнен свободой и человечностью во всех возможных проявлениях. Герои то и дело выходят из зоны комфорта: встречают на своём пути различных персонажей, уводящих их всё дальше от стандартного понимания жизни, сталкиваются с препятствиями, которые, казалось бы, ставят крест на всём деле. И всё же, несмотря на сложности, лишения и унижения, они находят в себе силы идти дальше, — конечно, во многом не без помощи других людей.
Стоит отметить, что тяжёлый по сценарию фильм смотрится легко, и грустная его атмосфера не угнетает, а, скорее, настраивает на нужную волну. В своём вступительном слове пан Кольски сказал, что картина может не сразу понравиться в силу того, что вещь это личная (этот фильм, по его словам, отражает историю его семьи) и грустная. Однако у меня этот год плотно связан с польским кинематографом, поэтому это был не мой вариант. И, судя по отзывам выходивших с фильма людей, моё восхищение разделили очень и очень многие, пришедшие на церемонию открытия.
Обобщая, стоит сказать, что эта грустная чарующая сказка рассказывает нам о том, как важно оставаться человеком. Главное — в любой ситуации сохранять человеческое лицо, как бы ни было на душе тяжело, а на деле — бесперспективно. Ты можешь быть запряжён, как лошадь, но ты не должен терять себя, и даже если кажется, что всё потеряно, нужно помнить, что «там, где есть выбор, есть свобода». И тогда грусть тоже станет немного сказочной.
Развеиваем иллюзии вместе с кинотеатром
Больше информации о 12-м Фестивале польских фильмов «Висла» — на официальном сайте.