Опытным путём зрители фестиваля «Зеркало» и команда MAD TOSBY выявили, что фильмы, отобранные в разные программы смотра, никак нельзя назвать тривиальными. Несколько из них были дебютными, а потому были лишены какого-либо режиссёрского бэкграунда, что делало просмотр максимально объективным и придавало ему некоторый эффект новизны. Дебютной является и картина «Звук солнца» (2016) режиссёров Павла Пепперштейна и Наташи Норд. Тем не менее личность Павла Пепперштейна, художника и писателя, является вполне известной в творческой среде, чтобы избежать соблазна составить некоторый прогноз относительно того, каким может быть фильм у автора-основателя направления «психоделический реализм». Ну, конечно, этот фильм просто априори должен быть экстравагантным и (не)много безумным, не правда ли?
Главными героями фильма стали Джейн Марпл — мл. (Наташа Норд) и Морис Сиэм (Павел Пепперштейн). Джейн с детства была ярой поклонницей писательницы Агаты Кристи. Она даже придумала легенду о том, что является внучкой той самой мисс Марпл, которой в реальности в общем-то никогда не существовало. Но кого интересуют такие мелочи, когда сам искренне веришь в свой милый обман? В колледже Джейн изучала историю искусства, вследствие чего по протекции дяди лорда Балтимора однажды стала работать в аукционном доме Christie's, название которого тоже сближало её с кумиром всей жизни. Девушка всегда мечтала поучаствовать в реальном расследовании с настоящими заговорами и шпионами. Всемогущий дядя и здесь приходит на выручку, предоставляя Джейн возможность поучаствовать в полноценной авантюре: ей предстоит найти своего кузена Мориса, который бесследно исчез на далёком курорте в Ялте. С этого момента Джейн отправится в путешествие, наполненное всякого рода приключениями и реальными опасностями, которые протянут кровавый след по всей Европе и закольцуются в отправной точке, где и будет раскрыта основная тайна, намёк на которую авторы изначально заложили в название фильма.
Остановимся теперь подробнее на форме. Вся история картины проговаривается не в диалогах, а за кадром, в основном от имени рассказчика (самой Джейн), что потребует от зрителя максимальной концентрации внимания, если он действительно хочет разобраться в сюжете. Голосовое сопровождение обрамляется визуальным рядом, который, с одной стороны, соответствует сказанному, а с другой, в некоторой степени является контрапунктом, принося в произведение дополнительные смыслы. Изображение является преимущественно чёрно-белым с редкими вставками цветных кадров, выбивающихся из заданной стилистики. По структуре происходящее на экране похоже на работы первых авангардистов, которые предпочитали экспериментировать именно с формой, превращая фильм в настоящий аттракцион с помощью быстрого монтажа, острых ракурсов, попеременного использования подвижной и статичной камеры. Чтобы внимание зрителя окончательно не рассеялось, авторы периодически прерывают речь саундтреком, который разбивает фильм на отдельные клиповые эпизоды. Редкие зануды, подобные нам, непроизвольно начнут задаваться вопросом: «А кино ли мы сейчас смотрим?» И если вспомнить тезис о том, что кино является искусством синтетическим, то легко можно принять и тот факт, что современные фильмы вполне могут содержать в себе клиповые ролики и видео-арт. Как бы то ни было, нельзя не отметить, что на выходе картина получилась эстетически приятной, что точно порадует всех визуалов, прощающих шероховатости в сюжете ради красивого изображения. В этом заложен некоторый парадокс, учитывая, что интрига фильма связана как раз со звуком и его сверхспособностью влиять на поступки людей.
Фильм из программы специальных показов «Звук солнца» фестиваля «Зеркало» доступен по 30 июня в онлайн-кинотеатре tvzavr.